В России швейные предприятия, которые производят в небольших количествах, не очень распространены. Есть либо крупные предприятия легкой промышленности, либо ателье. Что-то среднее встречается редко. «21 цех» – одно из таких производств. Мы поговорили с Верой Котт, директором производства «21 цех», о том, насколько сложно организовать свое производство и находить общий язык с дизайнерами.
Вера Котт,
директор производства «21 цех»
С чего начать
«Для начала нужно определиться, чего именно вы хотите, как бы банально это ни звучало. Например, мы начинали с индивидуального пошива. Через какое-то время поняли, что индивидуальный пошив не очень идет, и на практике людям нужен ремонт. Так получилось ателье. Но около полутора лет назад у нас появились оптовые заказчики. Люди приходили и просили сшить пять-десять блузок. Спрос стал расти, и мы начали развивать именно это направление.
Начинать свой бизнес без опыта сложно, и это касается не только модной индустрии. Трудно представить, с чего начать и с какой стороны подойти. Задаешься разными вопросами о налогах, счетах, регистрации, поиске подходящего помещения, а также поиске финансов на все это. Самая главная трудность в том, что многое идет не по плану. Но я столкнулась и со специфической трудностью – нет портных. На это жалуются многие руководители производственных предприятий. Мне понадобилось около двух лет для того, чтобы научиться подбирать людей, заинтересовывать и удерживать.
Сейчас я набираю сотрудников через рекрутинговые сайты. За услуги сайтов нужно платить, но этот способ оказался самым действенным. Удержать сотрудников также сложно, как и найти. Все хотят высокую зарплату и комфортные условия труда. На мой взгляд, сложно набрать штат тем компаниям, которые шьют коллекции к сезону в течение четырех месяцев в году, а остальные восемь отдыхают. У нас такой ситуации нет. Конечно, в некоторые месяцы мы более загружены работой, в некоторые – менее, но в целом клиенты есть всегда.
«»
Главное наше отличие от масштабных производств в том, что мы с клиентами общаемся, стараемся найти общий язык, договориться. Даже если заказчик пришел к нам без технического задания, мы поможем.
Долгое время основным расходом была аренда. Изначально было решено снимать отдельное помещение, причем в достаточно проходном месте. На оплату аренды уходило 60 тысяч в месяц. Помимо этого сразу нужно было купить оборудование, сделать сайт, зарегистрироваться в налоговой и других контролирующих гос. органах, дать рекламу.
Особенности работы производств
В нашей стране швейный бизнес развивается не динамично. Так как большинство предпринимателей – мужчины, а интересуются модой в первую очередь женщины, то и индустрию развивать некому.
Насколько я знаю, все существующие сейчас крупные производства – те, что остались с советских времен. Но такие предприятия не всегда охотно сотрудничают с дизайнерами, потому что портные, работающие там, не привыкли к вещам сложного кроя и не любят их шить. Это мы узнали от заказчиков.
Главное наше отличие от масштабных производств в том, что мы с клиентами общаемся, стараемся найти общий язык, договориться. Даже если заказчик пришел к нам без технического задания, мы поможем. Конечно, у нас меньшее количество сотрудников, чем на фабрике. Помимо меня сейчас в штате 8 человек: один конструктор-закройщик, пять швей-портных высокой квалификации, администратор и менеджер по работе с клиентами. Кроме того, у нас есть внештатные сотрудники – механик швейного оборудования и уборщица.
«»
Организовать безукоризненное соблюдение сроков сдачи заказов клиентам – это еще одна сложность в работе. В настоящее время мы работаем над оптимизацией этого процесса, и уже добились результата.
Что касается оборудования, то, когда мы начинали как ателье, работа частично выполнялась на бытовых машинках. Сейчас у нас на производстве все машины промышленные. Они надежнее, быстрее работают. В Санкт-Петербурге есть несколько компаний, которые занимаются продажами промышленных машин. Главные трудности, возникающие при приобретении оборудования – цена и надежность. После роста курса доллара все подорожало в два раза. Еще одна сложность – найти механика по машинам, который будет их чинить, протирать, заливать масло.
Организовать безукоризненное соблюдение сроков сдачи заказов клиентам – это еще одна сложность в работе. В настоящее время мы работаем над оптимизацией этого процесса, и уже добились результата. Год назад минимальный срок был месяц. Сейчас бывает, что в течение недели успеваем отшить несколько партий по 10-50 единиц каждая. Приходится хорошо продумывать план работ, чтобы все успеть вовремя. Просто поставить заказы в очередь по дате поступления – недостаточно.
Как работать с дизайнерами
Если говорить о работе с дизайнерами одежды, то у нас есть две группы клиентов. Первые – это начинающие дизайнеры. Чаще всего они приходят с какой-то картинкой, говорят, что хотят сшить аналогичную вещь. Сначала заказывают лекала и образец, а затем небольшое количество изделий. У этой группы главный вопрос в цене: чем меньше объем, тем дороже цена. Вторая группа – дизайнеры с налаженным сбытом. Они готовы заказать несколько десятков единиц.
Одна из сложностей работы с дизайнерами – нечеткое техническое задание. В идеале оно должно состоять из технического рисунка (эскиза) и схемы технологической обработки. На фабриках принимают в таком виде. Плюс лекала, для которых тоже есть свои требования. На них должны быть указаны размер, рост, подписаны все детали, нанесены специальные отметки. Бывает так, что привозят просто прямоугольник и говорят, что это передняя часть юбки. Еще бывает, что привозят по-любительски сделанные лекала и не принимают возражений, что нужно сделать по-другому.
«»
У нас работают портные – это люди высокой квалификации, которые могут сшить практически любое изделие.
Еще одна сложность в работе – заказчики пытаются убедить нас в том, что мы дорого шьем. Мне нравится пословица «скупой платит дважды». Изначально есть два пути: либо делать дешевле и сокращать расходы, либо делать все хорошо. Мы выбрали второй вариант. Я всегда стараюсь донести до своих сотрудников, что нужно собирать изделие так, чтобы платье, которое мы сшили за 1000 рублей, можно было продавать в сегменте люкс.
Бывает так, что дизайнеры заказывают у нас вещи из сложных в обработке материалов или же сложного кроя. Но так как мы начинали с индивидуального пошива, для нас это не представляет трудности. У нас работают портные – это люди высокой квалификации, которые могут сшить практически любое изделие. Конечно, иногда дизайнеры хотят того, что физически невозможно изготовить, например, сделать из тонкого шелка облегающее платье. Сшить такое платье возможно, но оно быстро разойдется по швам. У натуральных материалов свой характер. Тот же шелк, как ни старайся, может где-то «пойти волной» и перекоситься.
Несмотря на все сложности, лично мне интересно работать с дизайнерской одеждой с точки зрения ее «художественной ценности». Кроме того, интересно развивать направление бизнеса, которое в стране не очень развито».
Комментарии