Мы поговорили с новым деканом итальянского института Polimoda Данило Вентури, сменившим на этом посту Линду Лоппу – культовую фигуру, ответственную за становление «Антверпенской шестерки» и Рафа Симонса. Polimoda занимает шестое место в мире и первое в Италии среди вузов в сфере моды, а главная ее особенность – наличие двух дополняющих друг друга факультетов: «Дизайн и технологии» и «Бизнес и коммуникации». Вентури рассказал о том, как институт помогает дизайнерам стать предпринимателями, о нерадивых абитуриентах и связи между женским нижним бельем и разбитым мужским сердцем.
Данило Вентури,
декан Polimoda
О различиях между собой и экс-деканом Polimoda Линдой Лоппой
В своей жизни Линда управляла собственным модным магазином, музеем, двумя школами [Антверпенской академией изящных искусств и Flanders Fashion Institute], а также помогала становлению «Антверпенской шестерки». Я же получил образование в области философии и политики, много лет работал в музыкальной индустрии. Потом я попал в индустрию моды, где одним из первых стал развивать онлайн-торговлю и то, что мы сегодня называем concept store. Затем я работал преимущественно в итальянском бренде нижнего белья La Perla, а также консультировал другие бренды в области art directing. С Линдой мы встретились в тот момент, когда она из менеджера превращалась в куратора, а я из музыкального продюсера – в бренд менеджера. Таким образом, мы оба сформировались как профессионалы сразу в нескольких дисциплинах. В то же время, если она полагается скорее на визуальное воздействие, то я более склонен влиять через слово. Она – это Маржела, а я – МакКуин. В итоге мы очень сильно повлияли друг на друга – прошлым летом она носила туфли McQueen, а мне нравилось быть невидимым, как Маржеле. Если описывать нынешнее состояние вещей, то я бы сказал, что Линда сегодня влиятельный куратор, а я – дальновидный менеджер.
О проблемах современного образования
Со спросом на образование в моде проблем нет. Проблемы с предложением и его качеством. Некоторые университеты пользуются наследием звездных дизайнеров, которых они выпустили в прошлом. Но сколько провалов приходится на каждый успех? Сотни тысяч. Другие университеты, более ориентированные на бизнес, преподают стандартный маркетинг, просто приписывая в конце слово «мода». Они забывают при этом, что одежда и сосиски – не одно и то же. Третьи делают акцент на степенях и зачетных баллах, но в модной индустрии никого не интересуют степени. Люди, принимающие выпускников на работу, хотят убедиться, что те умеют делать свое дело.
Прежде преподаватель был недосягаемым мастером, а потом образование превратилось в коммерцию. Студенты и родители стали покупать курсы на вес из расчета «сколько часов я получу за 1 евро?». Образование должно в первую очередь восприниматься, как духовная миссия передачи знаний одним поколением другому, если мы не хотим стать жертвами Великого Образовательного Надувательства.
О том, какие специалисты нужны индустрии
Навыки предпринимательства в моде – это гораздо более специфическая вещь, чем бизнес-образование, ведь речь здесь идет не только о цифрах. Здесь необходимо глубокое знание продукта, а также навыки работы с людьми, которые не требуются, если мы говорим строго о бизнес-администрировании.
Сегодня роль дизайнера меняется. Магнаты модной индустрии четко дали понять, что им более не нужны дизайнеры с романтическими настроениями, как это было в 90-е. Им нужен работник с техническими навыками и четкой специализацией, либо креативный директор, который при этом не обязательно должен иметь навыки дизайнера. Мы учим быть мобильными внутри компании и менять род деятельности, чтобы легко адаптироваться к меняющимся ситуациям в ходе карьеры. В моде нет стандартного рецепта успеха. Только подумайте, что президент в компании La Perla был раньше кардиологом. А между нижним бельем и разбитым сердцем прослеживается самая непосредственная связь.
О разрыве между обучением дизайну и бизнесу
Проблему разрыва между дизайн- и бизнес-образованием можно решить разными способами. Во-первых, объединять дизайнеров и менеджеров: наша выпускница, окончившая факультет дизайна, Барбара Санчес-Кейн, разрабатывает коллекции, а ее менеджер – выпускник нашего бизнес-факультета. Во-вторых, Polimoda – школа моды, но бизнес-факультет гораздо больше факультета дизайна, потому что он включает в себя гибридные курсы вроде Trend Forecasting. В-третьих, наша бизнес-программа Fashion Brand Management имеет сильный творческий уклон, а треть студентов, которые на ней обучаются, ранее окончили программы в области дизайна.
Для студентов в Polimoda работает отдел, который помогает найти стажировку, если этому не препятствует законодательство. Каждый год мы проводим мероприятие под названием Business Links, когда компании приходят в школу и отбирают студентов с обоих факультетов. В разделе Polimoda Talent на нашем сайте лучшие студенты получают право публиковать свои работы, чтобы в дальнейшем компании могли с ними связаться напрямую. Стажировка может стать как первым шагом, так и потерянным временем. Но, в любом случае, наши студенты по окончании университета сразу готовы работать.
О том, почему выпускники профильных заведений не способны запустить собственную марку
Eсть несколько причин того, что выпускники не запускают собственное дело. Первая причина – для начала необходимо некоторое время проработать в крупной компании, чтобы получить опыт, понять как работает система и обзавестись какими-нибудь связями. Вторая причина – недостаток денег: создать минимум две коллекции в год и представить их на показе стоит целое состояние. Как ни парадоксально, но и последующая продажа предполагает затраты, так как магазины обычно сотрудничают с молодыми дизайнерами на условиях выкупа. Третья причина – это отсутствие доверия к банкам после финансового кризиса. Теперь люди боятся откусить кусок больше, чем могут прожевать. Именно поэтому мы решили помогать тем, кто этого заслуживает с помощью проекта Incubator. Благодаря ему студенты, назовите вы их дизайнерами или бизнесменами, смогут получить деньги, рабочее пространство и профессиональные консультации. Для молодых ребят, которые хотят запустить свою компанию, начав с концепции продукта, мы создали магистерскую программу Fashion Enterprise.
О мотивациях и ожиданиях абитуриентов
Студенты приезжают в Polimoda с самыми разными мотивациями, и их ожидания могут меняться в ходе курса. Бывают и крайние случаи, когда студент изначально считает, что учеба в частном вузе – все равно, что покупка будущего рабочего места. Людей с подобной позицией мы предпочитаем оставлять нашим конкурентам, хотя процент трудоустройства после окончания обучения у нас выше. Знаете, здесь все дело в подходе. В ходе вступительного испытания мы оцениваем, есть ли человеку что сказать, есть у него задатки, которые можно развить, и сможет ли он стать частью институтской семьи. Никогда нельзя недооценивать таких людей.
Несколько лет назад я стал замечать некую пустоту в сердцах студентов. Может это был первый признак негативного влияния социальных сетей. Сегодня же, когда вокруг война, мне кажется, что молодые люди становятся более сознательными, с ярко выраженными духовными ценностями. Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются наши студенты – это своего рода стокгольмский синдром: они не хотят уезжать. А спустя годы они возвращаются, чтобы рассказать о своих достижениях, вызывая чувство гордости во мне и в самих себе.
Комментарии