Александр МакКуин – один из тех дизайнеров, благодаря которым моду можно называть разновидностью современного искусства. Показы коллекций бренда Alexander McQueen были всегда не только коммерческими предприятиями, но и бескомпромиссными высказываниями художника, который не боится нарушать каноны.
Одной из ключевых работ Alexander McQueen является S/S 1996 The Hunger («Голод») – седьмая коллекция МакКуина, за которым к тому времени уже закрепилась репутация маргинального художника, не хуже Вивьен Вествуд соединяющего романтизм XIX века с панк-эстетикой, выпускающего на подиум моделей в полиэтилене, с обнаженной грудью или со следами побоев на лицах и чья последняя коллекция A/W 1995 называлась Highland Rape («Изнасилованная Шотландия»).
Показ The Hunger стал еще одним нарушением канонов – коллекцию наравне с профессиональными моделями демонстрировали люди «с улицы». Сегодня нестандартные или непрофессиональные фэшн-модели считаются нормой, но для середины 90-х это был новаторский прием.
На создание The Hunger МакКуина вдохновила одноименная хоррор-мелодрама 1982 года с Катрин Денев и Дэвидом Боуи, которые играют современных вампиров-любовников, чьим главным развлечением является охота на молодых людей в ночных клубах для панков и готов.
Ключевая идея мифов о вампиризме – соприкосновение эроса и танатоса. МакКуин в свою очередь воплотил ее в The Hunger. Его «вампиры» – сексуально раскрепощенные убийцы, полулюди-полузвери, которые постоянно испытывают голод и находятся в состоянии охоты. Чтобы считать эти идеи, нужно обратить внимание на символизм МакКуина.
Животное начало отображено в следующих деталях: «кошачьи» брови вразлет и прически-ирокезы, отсылающие и к панк-эстетике, и к культуре самого воинственного индейского племени. Также стоит обратить внимание на более буквальный образ – принт с пантерой, который лейтмотивом проходит через коллекцию. В качестве сравнений мы также выбрали кадр из культового панк-фильма «Юбилей» (1977) Дерека Джармена, образец раннего периода творчества Вивьен Вествуд и фото пост-панк группы Siouxsie and the Banshees.
Еще один ключевой пример сочетания танатоса и эроса, – черви на обнаженной груди. Самым ярким и запоминающимся предметом коллекции The Hunger является прозрачный пластиковый корсет, надетый на голое тело. Под ним – настоящие черви, которые ползают по груди модели. Помимо этого, в коллекции еще встречаются образы червей: в виде вышивки, принтов и украшений.
После The Hunger МакКуин начал создавать более женственные, вычурные и театральные вещи с обилием цветов и фактуры. Смотря на такие культовые коллекции 2000-х, как The Horn of Plenty и The Dance of The Twisted Bull, сложно представить, что в середине 90-х МакКуин создал практически минималистскую The Hunger. После избыточности и барочности 2000-х, минимализм опять вошел в моду, и сегодня The Hunger смотрится актуально. Можно найти параллели с современными дизайнерами.
Alexander McQueen S/S 1996 VS. J.W. Anderson S/S 2013
Alexander McQueen S/S 1996 VS. David Koma S/S 2012
Alexander McQueen S/S 1996 VS. Issey Miyake S/S 2014
Alexander McQueen S/S 1996 VS. Balmain A/W 2011
Комментарии