Даниил Берг – один из главных российских стилистов, ответственный за визуальное оформление ЦУМ, не уступающее лучшим западным универмагам – Bergdorf Goodman, Neiman Marcus, Selfridges. Даниил рассказал нам о своем опыте, а мы превратили его слова в 10 цитат, которые могут вдохновить и навести на важные мысли начинающих стилистов. Особенно советуем прочитать статью тем из них, которые считают, что все уже умеют.
Даниил Берг,
креативный директор ЦУМ
«У меня есть дизайнерское образование, но стайлингу меня никто не учил. В то время мы могли учиться только из журналов. Стипендия была 45 рублей, а за 15 я покупал себе Vogue в переходе на Пушкинской площади. Еще мне когда-то подарили две видеокассеты с показами Джанфранко Ферре для Dior. Эти кассеты были у меня просто до дыр засмотрены, я каждый раз открывал что-то новое, пытался понять, что дизайнер хотел сказать. Я и цвету научился оттуда, и линиям. Может быть, поэтому в моих коллекциях есть что-то диоровское».
Fashion Kitchen in TSUM windows, 2015
«Много лет я искал себя. У нас не было никаких школ по стайлингу, никто не мог меня научить толком. Я ездил на какие-то тренинги за границу. Где я только ни был – Gucci, Prada… Это дало мне базу, какие-то каноны, приемы. Но не стоит забывать, что в этом деле существуют одни сплошные исключения из правил. Нет единой формулы работы. И если не врубаешь свой мозг, если не привносишь творчество, то ничего хорошего и не получится».
Съемки для Mercury Magazine, 2005
«Чтобы понять коллекцию, нужно вывести ее формулу. А для этого надо откопать, на чем она построена, определить ее основные элементы: цвет, силуэт, эпоху».
Съемки для Mercury Magazine, 2011
«Fashion-показ – это же не одежда, это прежде всего шоу. Некоторые начинают говорить про то, что сидели, смотрели – и нечего из этого всего одеть. Так оно не для этого, а для эмоций. Это про то, что хотел сказать дизайнер, как художник, своей коллекцией».
Fashion Kitchen in DLT windows, 2015
«Вообще, в fashion-шоу не должно быть случайных деталей. Допустим, если модель держит руку в кармане, значит эти брюки особенно хорошо смотрятся именно так. Такая деталь служит для остроты образа. Почему это пальто спущенное? Потому что оно так лучше смотрится. Это все для той же остроты. Но ни в коем случае такие детали нельзя превращать в закономерности».
DLT Fashion Show A/W 2014
«Нужно четко отличать ансамбль от комплекта. Если убрать одну вещь из комплекта, он не развалится, да и сама вещь сможет отдельно существовать. Ансамбль же может строиться на одном акценте. И если его случайно убрать, все рухнет. Кутюрные образы чаще всего являются ансамблями».
TSUM Christmas windows 2016
«Хороший стилист должен уметь копать – выявлять формулы, разбирать образы на детали. Когда я подбирал себе ассистента, я задавал всем кандидатам один вопрос: чем отличается Dolce&Gabbana от Gucci. Или я приводил стилиста в бутик Dolce&Gabbana и предлагал ему одень меня в стиле Gucci из этих вещей».
Fashion Kitchen in DLT windows, 2015
«Если уж делать что-то провокационное, то это должна быть позитивная провокация, однако ее делать очень сложно. Негативные же провокации делать не составляет никаких проблем. Посмотрите современное искусство – по большей части оно негативное. А позитив без провокации легко может превратиться в мещанство. Тут нужно тонко чувствовать грань».
TSUM Christmas Windows 2016
«Диктатор-стилист – это плохой стилист. Когда ты одеваешь человека, ты должен сделать так, чтобы ему было комфортно в этом образе, не должно быть диссонанса. Когда я с кем-то работаю, я всегда 100 раз спрошу, нравится ли ему то, что я предлагаю, насколько ли он себя в этом хорошо чувствует. Нужно понимать контекст человека. А его ты поймешь только тогда, когда будешь с ним в диалоге, когда будешь сопереживать его эмоциям. Если же ты станешь просто диктовать, во что одеваться, у тебя будет одежда отдельно, а человек отдельно».
Съемки для Mercury Magazine, 2011
«Многие крупные ритейлеры не понимают, почему хороший стилист дорого стоит. Все, что хорошо, стоит дорого. Без разницы, картину ты покупаешь или туалетную бумагу. Они берут никому не нужных стилистов за три копейки, и такие люди, не имея никакого образования, что-то им делают невнятное. Поэтому в плохом стайлинге следует винить не стилистов, а самих ритейлеров».
Space Fashion in TSUM windows, 2016
«Многие отечественные крупные компании, создающие и продающие одежду, любят держать покупателей за дураков. Вот, например, хлеб хорош, когда он вкусный, качественный и свежий. Или у хлеба должен быть другой контекст, он может быть сухарем, но это не отменяет у него наличия хорошего вкуса, несмотря на его жесткость. А у нас постоянно хотят накормить людей сеном. Само собой, когда человек голодный, он и сено будет есть, потому что ему нужно каким-то образом выжить. Однако сейчас у нас в модном ритейле не голодные времена. Несмотря на это, даже в Москве некоторые продолжают добавлять в хлеб всякое дерьмо. Им на этом дерьме проще заработать. Они выезжают на том, что русский человек до сих пор не научился хорошо одеваться. Но откуда у него должен вдруг появиться вкус, если на протяжении последних 70 лет мы хорошей одежды и не видели? Когда в 90-е годы все начали завозить, люди стали скупать самое яркое, безвкусное, потому что они никогда не ходили в этом ярком. Людей нужно приучать к хорошему вкусу. И не только стилисты и дизайнеры этим должны заниматься, но и сами ритейлеры».
Даниил Берг – один из спикеров профессионального форума в сфере моды BE IN OPEN, который мы организуем в Москве 21-22 мая. Подробности и билеты – open.be-in.ru.
Комментарии