Издание «Секрет Фирмы» опубликовало материал, посвященный трем российским агентствам, пропагандирующим неклассическую для индустрии модельную внешность – Lumpen, Oldushka и Plus Size Model Agency. Основатели агентств рассказали «Секрету» как устроен их бизнес, а приглашенные эксперты дали оценку тому, что происходит с модельным рынком и порассуждали о перспективах. Мы выбрали лучшие цитаты.

Lumpen: Gosha Rubchinskiy FW 2016 / Kenzo FW 2016
Lumpen
В России больше тысячи модельных агентств, но действительно активно работают и зарабатывают не больше десяти из них. Возможные сложности не остановили выпускницу ВГИКа Авдотью Александрову, открывшую в 2014 году агентство Lumpen.
В 2015 году агентство заметила «Афиша» – на протяжении последнего года существования печатной версии журнала «люмпены», как называет своих моделей основательница агентства, появлялись в каждом номере. Вслед за СМИ необычными лицами моделей Lumpen заинтересовались бренды и дизайнеры, например ZDDZ и Гоша Рубчинский. Западные СМИ провозгласили Lumpen борцами с консервативным фэшн-рынком: по их мнению, агентство разрушает представления о том, что мода – для избранных, и быть ее частью могут только люди с одинаковыми лицами.
Спустя почти два года после запуска в агентстве работает более 140 моделей, а рекрутеры Lumpen разыскивают новых молодых людей не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Архангельске, Самаре и Минске.
Зарабатывает агентство за счет процента (20%) с каждого гонорара. «В России очень маленькие и очень разные гонорары. От 2000 до 30 000 рублей за съемочный день. В Европе съемочный день в среднем стоит от 1000 до 5000 евро, а показ в среднем – 600–2000 евро за выход», – говорит Александрова. К удаче агентства, «люмпены» востребованы на западном рынке – они не раз появлялись в модных журналах вроде i-D Magazine и Dazed&Confused, а также выходили на показах Vetements, Comme des Garçons, Balenciaga и Kenzo.
Участники рынка считают, что Lumpen – очень перспективная компания, но не в России. «На российском рынке агентства вроде Lumpen абсолютно неконкурентоспособные, – утверждает Сергей Тропников. – Но у них есть серьезные перспективы за рубежом. На иностранных подиумах теперь редко встретишь по-настоящему красивых людей. Выбор наиболее модных брендов – люди с максимально необычной внешностью. Зачастую внешность настолько нестандартная, что нам здесь такой выбор совершенно непонятен».
По словам самой Александровой, нестандартными ее моделей называют только в России: «В Европе подобные агентства существуют несколько лет. Мы изначально создавали Lumpen как некоммерческий проект, но предложение, которое мы сформулировали, привлекло к росту спроса в Москве». Хотя спрос еще недостаточный, чтобы построить устойчивый бизнес. Александрова говорит, что не считает месячный оборот, но его не всегда хватает, чтобы покрыть текущие расходы.

Oldushka: Cyrille Gassiline SS 2016
Oldushka
«Мы не зарабатываем таких денег, как агентства с юными моделями. Мы – новички и пока что диковинка», – признается основатель Oldushka Игорь Гавар.
Бюджет на запуск агентства составил 10 000 рублей – они ушли на аренду фотостудии и техники. Гавар не берет со своих моделей деньги за портфолио – агентство зарабатывает за счет комиссии в 25% с каждого гонорара. Его агентству чуть больше двух месяцев, и больших доходов оно пока не приносит.
Тем не менее модели Oldushka успели появиться на страницах «Афиши», Buro 24/7 и других изданий. Московский дизайнер Кирилл Гасилин снял одну из «олдушек» в своей рекламной кампании, а певица Ёлка – в клипе.
«У проекта задача не только избавить молодых людей от страха перед старостью, но и вселить уверенность людям в возрасте. Самая распространенная причина отказа пожилых людей сниматься: старость – это некрасиво, снимайте лучше молодых. Если мне удается переубедить человека, настроенного подобным образом, это маленькая победа над стереотипами», – поясняет Гавар.
Эксперты считают, что телевидение – одно из самых перспективных направлений для Oldushka. «Пожилые люди очень хорошо оплачиваются в рекламе, особенно на телевидении, – говорит директор модельного агентства General Models Надежда Твардовская. – При этом снимающихся и хорошо выглядящих пожилых людей очень мало». С ней согласен Сергей Тропников из агентства Modus Vivendis: «В российской рекламе всегда есть стандартная семья – бабушка, дедушка, мама, папа, два ребенка, желательно разнополых. Они все дружно сидят и едят йогурт или творожок. Для таких проектов нужны модели».

Plus Size Model Agency
Plus Size Model Agency
Модель Диляра Ларина открыла агентство Plus Size Model Agency в 2011 году. Сегодня в нем работает около 20 девушек. Агентство бесплатно обучает своих моделей и делает им портфолио. Агентские сборы составляют 30%. В месяц модели Plus Size Model Agency получают в среднем 15 заказов.
Модели Лариной получают от 10 000 рублей за съемку в каталоге, от 25 000 рублей – за съемку для лукбука, от 50 000 рублей – за кино и рекламу и от 8 000 рублей – за дефиле. «На самом деле российские клиенты по-прежнему не готовы хорошо платить за профессиональную модель, а начинающие девушки готовы работать за копейки, тем самым понижая стоимость оплаты модельного труда, – признается Ларина. – Я держу высокий ценник, поэтому не все могут позволить себе пригласить на работу Plus Size Model Agency. Мы – luxury в plus-size-индустрии в России».
Перспективы рынка
«История с неформальными моделями уже стала довольно массовой, – уверена шеф-редактор Harper's Bazaar Russia Ирина Дубина. – Несколько лет назад, когда стрит-кастинги только появились, и моделей начали искать в Instagram, Tumblr или просто на улице, это было свежо, а потому интересно. На сцену вышли модели без кукольных лиц и идеальных пропорций».
По мнению Ирины Дубиной, приглашение нестандартных моделей – не только проявление социальной позиции, но и удачный маркетинговый ход: одно дело, когда смотришь на идеальную модель и не можешь сопоставить ее с собой, а другое – когда видишь неидеального человека, похожего на тебя. «Выбравший нестандартную модель бренд располагает к себе. Однако с этим надо быть очень осторожным – грань между попыткой сделать мир лучше и желанием выехать на модной теме очень тонкая. Позавчера были трансгендеры, вчера – полные, сегодня – старушки», – предостерегает Дубина.
Сергей Тропников из Modus Vivendis не верит в то, что «диковинные» лица останутся на подиуме надолго: «Тренды цикличны, а российский рынок очень консервативен. Здесь всегда был один типаж: славянская внешность, светлые глаза и волосы. Думаю, история про моделей со странной внешностью пройдет в течение нескольких лет».
Комментарии