Туомас Мерикоски – финн по национальности, живущий в Париже и практически случайно выбравший карьеру дизайнера одежды. Он набил кулаки в дизайн-командах Givenchy и Louis Vuitton, запустил собственную марку Aalto International и прошел с ней в финал самого престижного конкурса для молодых дизайнеров – LVMH Prize. Спустя два года после запуска Aalto продается в лучших магазинах мира – от Ssense и Opening Ceremony до исторического парижского универмага Le Bon Marché.
Туомас рассказал нам о дикой финской молодежи 90-х, эффекте от первого показа в Париже и оказался человеком, который не только хорошо чувствует дизайн, но и прекрасно понимает, как устроены бизнес-процессы внутри его бренда.
Туомас Мерикоски / Aalto International Fall 2016
О бэкграунде
Я вырос в Тампере – городе, который принято считать финским Манчестером. Мой бэкграунд – классическая финская семья, такой средний класс. Период моего взросления пришелся на 80-е и 90-е – я рос с ощущением абсолютной свободы и был очень любознательным. Особенно я интересовался музыкой и культурой вокруг нее: инди, хип-хоп, трипхоп, драм-н-бейс. Благодаря этим увлечениям и соответствующему стилю жизни я в итоге и увлекся модой.
Финская молодежь того времени была свободной, очень настоящей, дикой. Сила, чистота, протест – я бы подобрал такие слова. Дух того времени очень точно передают кадры финского фотографа Йоуко Летолы – в его честь мы в Aalto издали книгу «The Finnish Youth».
Ранние годы, конечно, сильно повлияли на меня, как на дизайнера. При этом мне нравится, как преломились друг в друге мое финское детство и взрослая жизнь за рубежом, особенно в Париже. Жизнь вдали от дома еще лучше дала мне понять, какова на самом деле финская культура.
Я решил учиться дизайну одежды из чистого любопытства – для молодых финнов в то время это была абсолютно неизведанная территория. Мода в широком смысле оставалась для меня неизвестной. Лишь спустя время я узнал о дизайнерах, которые затем стали моими иконами – Мартине Маржела, Хельмуте Ланге, Аззедине Алая и Миучче Прада.
В итоге я окончил институт IFM в Париже (№1 среди французских дизайн-школ в рейтинге The Business of Fashion – прим. ред). Учеба дает хорошую базу с точки зрения того, что французы называют «métier» – ремесла и техники. Но по-настоящему я понял профессию лишь работая в парижских модных домах. Опыт работы для меня по ценности подобен золоту – и в Louis Vuitton, и в Givenchy все было очень здорово и с профессиональной, и с человеческой точки зрения. Там я приобрел навыки, которые бесконечно помогли мне в процессе запуска собственной марки – Aalto.
Йоуко Летола «The Finnish Youth»
О запуске Aalto International
Aalto близка эстетика настоящей Финляндии, ее молодежной культуры со всеми контрастами и запретными темами. При этом посыл марки интернациональный – мы презентуем коллекции на Неделе моды в Париже, показываем новый взгляд на северную культуру.
Мы запускались в очень малом масштабе, практически без команды. Состав был таким: я, стажер, коммерческий директор, фотограф и бухгалтер. У нас был примерный бизнес-план, мы сформировали бюджет и старались все делать с минимальными возможными издержками. Все так и по сей день. Вообще, если говорить о запуске, то я считаю, что люди недооценивают количество усилий, которое необходимо приложить, чтобы в сегодняшних реалиях запустить проект в сфере моды.
Наша первая коллекция называлась «Young Heroes». Мы показали ее в Париже, а дальше сработало сарафанное радио и разговоры в профессиональных кругах – Aalto закупил старейший парижский универмаг Le Bon Marché, Opening Ceremony и крупные азиатские ритейлеры – I.T. Hong Kong и Boon The Shop. Нам помогло и участие в LVMH Prize. Во-первых, это был хороший способ увеличить осведомленность о бренде. Во-вторых, мы смогли получить фидбэк от профессионалов индустрии, поняли, как нас воспринимают.
Aalto International Fall 2016
О развитии Aalto International
И в коротком, и в долгосрочном периоде главные трудности в развитии Aalto одни и те же – производство и растянутый финансовый цикл (Туомас, очевидно, имеет в виду, что с момента оплаты пошива коллекции до момента поступления денег за ее продажу проходит значительное количество времени, в течение которого бизнес никак не финансируется – прим. ред). Коллекции Aalto в основном производятся в Португалии, Италии и Франции, меньшая часть продукции – в Китае. С момента запуска производственных партнеров мы не меняли – качество, возможность выбора необычных тканей и вариантов окраски для нас во главе угла.
Сейчас в команде 10 человек. С бизнес-стороной все здорово, но мы рассматриваем варианты для дальнейшего роста – в том числе думаем и о привлечении инвестиций. В сентябре покажем летнюю коллекцию на 2017 год – «Uusi Fantasia», а также презентуем коллаборацию с «Муми Троллями», которые без преувеличения повлияли на всю финскую нацию.
Aalto International Spring 2016
О ситуации на финском рынке
В силу небольших размеров Финляндии премиальный сегмент там очень ограничен по своим масштабам. Но образ потребления в духе «качество, а не количество» получает все большее распространение. Люди становятся сознательнее, начинают относиться к этому, как к форме культуры. Я надеюсь, что такой подход продолжит развиваться, к тому же он все более заметен и в других сферах – питании и дизайне, например.
Aalto International Pre-Spring 2016
О том, что делать новичкам
Сосредоточьтесь на том, что делаете. Верьте в себя. Не забывайте, что успех там, где помощь и взаимовыручка. Работайте так упорно, как прежде еще не работали.
Комментарии