Мария Смирнова основала марку Inshade 15 лет назад. За это время дизайнер успела попробовать себя в качестве стилиста, художника по костюмам, а недавно начала преподавать в Школе дизайна ВШЭ. Начав с футболок для арт-инсталляций в конце 90-х, в начале 2000-х Мария уже регулярно создает сезонные коллекции и участвует в неделях моды, сотрудничает с прессой и продает свои коллекции в Москве и Мюнхене. Сейчас вместо участия в неделях моды марка проводит презентации: для клиентов и журналистов – в шоу-руме в Москве, а для байеров мировых универмагов и мультибрендов – в Милане и Париже.
Ориентиры Inshade ‒ соблюдение сроков производства, которые диктует европейский рынок, участие в международных шоу-румах и сосредоточенность на том, как выпустить сложные вещи с ручными отделками массовым тиражом.
Как все началось
Марка Inshade появилась в 2001 году и выросла, скорее, из художественной деятельности. Одновременно с обучением дизайну в Текстильной академии я училась в Школе изучения проблем современного искусства при поддержке фонда Сороса. Я была в составе арт-группы «В тени», которая делала перформансы, фотоинсталляции и видео, участвовала в большом количестве арт-мероприятий в России и за ее пределами.
Знаковое событие для возникновения марки ‒ это всемирная выставка World Expo в 2000 году, когда некоторые объекты, представленные в интернациональном арт-павильоне, были куплены посетителями выставки. Объектами презентации в тот раз были текстильные изделия с фотопринтами и довольно вызывающим дизайном. После их продажи на World Expo у нас появился стартовый капитал для того, чтобы начать работать именно с одеждой. В то время я также сотрудничала с журналами в качестве стилиста.
Благодаря всему этому опыту появилась первая небольшая коллекция, которую мы продали своим друзьям. Дальше все вышло на более профессиональный уровень: следующая коллекция уже была показана на Russian Fashion Week, и с тех пор мы выпускаем две коллекции в год. До того, как устроить показ, марка уже продавалась в нескольких магазинах в Москве и в мультибрендовом магазине в Мюнхене, в который нас пригласил тогда Рем Хасиев, главный редактор культового журнала Monitor Unlimited.
«»
Наша марка существует уже 15 лет. Сейчас многие любят вспоминать и романтизировать этот период ‒ конец 90-х и начало 2000-х. На самом деле, за это время и в моде, и в мире изменилось многое: от возможностей, которыми мы располагаем до средств связи, которые используем
Когда мы только начинали, было довольно сложно работать со СМИ или как-то снабжать информацией тех, кого бы ты хотел ею снабдить. Но мы были частью арт-сообщества, дружили с прессой, и, соответственно, все эти люди носили наши вещи.
Кроме этого, изменились и возможности целевой аудитории: люди во всем мире могут купить довольно качественную базовую одежду. А поскольку проблемы базового гардероба уже нет, покупатели хотят чего-то большего, чем они хотели тогда. Проблема выбора тоже исчезла: если раньше модным, как правило, было какое-то одно основное направление, то сегодня даже самая невероятная вещь находит своего клиента, люди научились сочетать совершенно разные предметы одежды в одном гардеробе.
Вдохновение
Я как-то так устроена, что та половина года, которая приходится на увеличение светового дня, для меня более продуктивна. Например, над летним сезоном следующего года я обычно начинаю работать в феврале-марте и успеваю вложить гораздо больше каких-то личных переживаний, эмоций, ощущений именно в летнюю коллекцию.
Наверное, как и многие дизайнеры, которые работают в России, я вынужденно или не вынужденно размышляю над своей национальной идентичностью и образами, в которых это находит выражение лично для меня.
«»
Несмотря на то, что я позиционирую свою одежду как интернациональную и не делаю специального акцента на национальных элементах или традиционном крое, мне важно выразить свое отношение к наследию, на котором я формировалась
Например, я очень люблю Набокова. Я давно могла бы прочесть все его книги и опубликованную переписку, но стараюсь растянуть для себя это удовольствие. Этот писатель, атмосфера, которая есть в его текстах, особенный язык, которым они написаны, меня абсолютно завораживают. И летняя коллекция, которую мы недавно презентовали в Париже, стала для меня возможностью выразить это свое пристрастие.
Вдохновение коллекции – мои личные размышления о текстах, о старинных открытках и фотографиях, которые люди посылали друг другу с интимными трогательными надписями и пожеланиями. В то же время я изучала коллекцию винтажных шелковых цветов и рассматривала фотографии, где Набоков с женой в панамках ловят бабочек. Вся эта атмосфера, связанная с русской интеллигенцией, очень личные и совершенно не шаблонные воспоминания иммигрантов о детстве и родине сложились для меня в единую целостную картину. Я представляла себе либо русских писателей на Лазурном берегу, либо писательские дачи весной: это состояние цветения, цветы, которые люди приносят на свидание или вкладывают в книгу, чтобы запомнить, зафиксировать в памяти какой-то важный момент.
Все эти цветы – пионы, гортензии, ландыши – составили в итоге декоративный визуальный ряд коллекции. Принты с изображениями цветов нарисовала моя студентка, Даша Белоусова, после они были напечатаны и вышиты на шелке. А все панамки из этой коллекции вышиты изнутри вручную выдержками из романа Набокова «Другие берега».
Цветовая гамма, которая была выбрана для тканей, напрямую никак не связана с вдохновением коллекции. Просто мне в руки попала игрушка – деревянная карусель с катающимися на ней матрешками. И насыщенные цвета этой игрушки были настолько гармоничны, что я решила использовать их именно в этом сочетании для коллекции.
Материалы и производство
Работа над новой коллекцией начинается, как правило, параллельно с презентацией сезона: показывая летнюю коллекцию, я уже активно работаю над зимней. Сейчас сезон продаж увеличивается во многом из-за того, что практически все дизайнерские марки представляют пре-коллекции. Соответственно, старт продаж для зимней коллекции наступает уже летом.
«»
С самого появления марки Inshade мы решили размещать заказы на сторонних производствах, а не создавать собственное. Это была принципиальная позиция, которая в дальнейшем позволила пережить довольно много кризисных ситуаций в экономическом плане
Сейчас марка работает с пятью производствами в Москве, также у нас есть очень талантливый мастер Ирина, которая постоянно развивается в своих умениях и увеличивает возможности мастерской нам на радость. В этой мастерской мы отрабатываем образцы коллекций и самые сложные вещи, а тираж уже размещаем на производствах, которые специализируются на более массовом пошиве.
Несмотря на удаленность производств, процесс создания коллекции выстроен довольно традиционно: сначала мы работаем над лекалами, затем создаем макет. Далее отрабатываются образцы и их технологическое решение. После утверждения образцов происходит запуск в отшив. Мы очень много работаем с ручными техниками и сложными обработками изделий, но тем не менее каждый раз думаем о том, как такие вещи выполнить в тираже. Иногда для этого приходится разделять работу на несколько этапов. Например, основу вещи выполняет производство, а более сложные ручные обработки – та мастерская, где отрабатываются коллекционные образцы.
Для создания коллекций используются натуральные материалы: шелк и хлопок. Есть и небольшое содержание синтетического волокна, но только в тканях для верхней одежды. В России сложно найти качественный хлопок, поэтому чаще всего мы закупаем итальянские или французские ткани. Хотя опыт работы с российскими материалами у меня тоже есть. Например, в прошлой зимней коллекции Inshade очень много вещей было сшито из обычной киперной тесьмы отечественного производства. В коллекции текущего сезона использована золотая ткань, которую я купила в магазине для церковных нужд, а золотые звезды вышиты нитками, которые используются для церковных вышивок.
Продвижение и продажи
Несколько сезонов подряд мы участвовали в Российской неделе моды, и в какой-то момент стали делать показы на отдельных площадках: работали с Aurora Fashion Week и другими региональными неделями моды, потом сотрудничали с Cycles&Seasons by MasterCard. Но в последнее время мы перешли на формат работы с шоу-румами, и показываем коллекции в Милане, а затем в Париже.
«»
Наша работа с европейскими шоу-румами – это один из приемов расширения продаж и возможность встретиться с новыми байерами. Выбирая шоу-рум, мы учитываем многие факторы: опыт работы, базу контактов, представленные марки и их ценовую категорию
В этом сезоне мы начали работать с парижским шоу-румом Сube, во многом благодаря положительному опыту Светланы Тегин, которая участвует в Сube уже второй сезон. Безусловно, мы смотрим на стоимость участия и постоянно изучаем остальные шоу-румы. Важно понимать, насколько хорошо будет смотреться наша марка в сочетании с теми марками, что там уже представлены, ведь байеры воспринимают шоу-рум, как логически выстроенную подборку.
Участие в европейских шоу-румах требует и определенных затрат, и серьезной подготовки. Но стоимость организации показа или презентации тоже довольно высока. Даже если марка участвует в неделе моды бесплатно или у нее есть спонсор, все равно затрачивается много времени и сил, в процессе подготовки принимают участие все сотрудники дизайн-студии. Поэтому мы решили сосредоточиться на сроках производства и перейти на интернациональный режим работы. И если организация показа мешает выдержать сроки производства, мы просто его не делаем, а проводим презентацию у себя в шоу-руме для клиентов и делаем пресс-день для СМИ.
Преподавание
Как преподаватель я впервые начала работать в сотрудничестве с журналом Seasons: провела два годичных курса по персональному стилю, где не только помогала подбирать гардероб, но и рассказывала, как устроена изнутри работа персонального стилиста.
Эти курсы стали источником энергии и для тех, кто на них учился, и для меня. Получилось интересно – я очень многое узнала. Например, меня всегда интересовала «эмоциональность» одежды, ее психологизм, то, как мы выражаем себя посредством вещей.
«»
Тогда я пыталась понять, как разные люди носят одну и ту же одежду, и можно ли обаяние и элегантность одного человека выразить через изделие так, чтобы другой человек мог надеть эту вещь и стать таким же утонченным, как и тот, «про кого» эта вещь была сделана
И за время работы над собственным брендом и в процессе преподавания я поняла, что это действительно возможно сделать дизайнерскими методами, методами конструирования. Результат превосходит все ожидания и это работает примерно как ингредиенты духов в книге «Парфюмер».
К тому же, общение с людьми в режиме школы позволило мне выяснить многие важные моменты, психологически связанные с одеждой вообще и с нашей одеждой в частности, с восприятием цвета, пластики, ткани, и вообще с ощущением себя в этом предметном мире.
Сейчас я куратор у двух групп: второй курс и будущие дипломники – четвертый курс в Школе дизайна ВШЭ. Эта школа была основана Арсением Мещеряковым как студия, где работают не теоретики, а практикующие профессионалы, которые в процессе обучения интегрируют студентов в собственные проекты. Там я преподаю вместе с Анзором Канкуловым, Катей Сычевой, Катей Павелко, Бахтиером Кавраковым. А конструктор бренда Inshade, Гульназ Исянгулова, преподает студентам моих групп конструирование и технологию. Я рассказываю студентам о работе дизайнера с точки зрения разработки концепции, ведения проекта, а также даю возможность пройти практику в студии Inshade. Этим летом у меня будет первый дипломный выпуск.
Комментарии