В карьерных траекториях финских и российских дизайнеров много общего: сложность с поиском инвесторов, ограниченная государственная поддержка, акцент на творчестве, а не на бизнесе в образовании.
Но есть и заметное отличие: финские дизайнеры гораздо лучше интегрированы в мировую индустрию моды. Они выигрывают в мировых конкурсах для молодых дизайнеров, отправляются на стажировки в ведущие модные дома, а затем находят в них работу. В свою очередь, преимуществом российских дизайнеров является наличие огромного, по сравнению с финским, рынка. Российская марка может быть прибыльной, работая в своей стране, чего очень сложно достичь финской. R/H – одна из таких успешных малых, но быстро растущих марок, продающихся как в Финляндии, так и за ее пределами.
Исследователи Хельсинкского университета Ольга Гурова и Дарья Морозова поговорили с одной из основательниц R/H Ханной Риихеляйнен.
SS 2013
Об образовании
Известно, что идея создания R/H пришла, когда вы и Эмилия (Эмилия Хернесниеми - соосновательница марки) учились в Университете Аалто в Хельсинки.
Я закончила его в 2009 году, с тех пор там многое изменилось. Мы с Эмилией писали магистерскую работу вместе. В то время совместная работа над магистерской была редкостью. Но мы хорошо дополняли друг друга – и как дизайнеры, и в других областях – как инь и янь. Поэтому прежде, чем организовать компанию, мы в течение года писали диплом именно про проект модного бренда.
Значит, у вас в университете были курсы не только по дизайну одежды, но и по ведению бизнеса?
Да, такие курсы были. Но я все-таки думаю, что организации и ведению бизнеса мы научились в процессе работы. Да, мы все распланировали во время учебы, но поняли, что такое модный бизнес только когда приступили непосредственно к работе. Когда ты создаешь свою марку, необходимо учитывать очень много деталей – дизайн, маркетинг, производство. Мне кажется, Аалто больше ориентирован именно на дизайн, оттуда выходит множество прекрасных дизайнеров.
AW 2013
О стажировке
Ты проходила стажировку в индустрии, правильно?
Да, я стажировалась в Нью-Йорке, в Zac Posen. Работала с потрясающей женщиной Джессикой Кип, которая позже ушла в Alexander Wang и Rick Owens. Фактически, Джессика была «правой рукой» дизайнера, она занималась абсолютно всем. Благодаря стажировке у нее я получила не только знания, но и уверенность в себе, необходимую для начала собственного бизнеса.
А как тебе удалось попасть к Джессике?
Через профессора Туомаса Лайтинена (Tuomas Laitinen – дизайнер, стилист, редактор журнала SSAWmagazine, лектор университета Аалто, одна из ключевых фигур в финской индустрии моды), который работает в Аалто. Наблюдать за работой крупного дизайнера из мегаполиса было очень интересно. Здесь в Финляндии почти нет крупных домов моды, куда бы можно было пойти на практику, кроме, может быть, Marimekko. Но я не устаю повторять, что начинающему дизайнеру необходимо постажироваться в такой компании хотя бы в течение года. За 6 лет в университете ты все равно не поймешь, как работает индустрия.
О создании R/H
Как все начиналось?
Я тогда работала в Нью-Йорке, а Эмилия – в Финляндии. Она работала в очень хорошем PR-агентстве, которое специализировалось на обслуживании клиентов из модной индустрии, таких как Henrik Vibskov. Эмилия также проходила стажировку в Берлине, так что она знакома с маркетинговой стороной дела. А потом практически одновременно мы обе уволились и загорелись идеей создания собственной марки.
SS 2014
Когда ты основываешь собственную компанию с кем-то, это практически как брак. Мы взяли кредит в банке, хоть риск был довольно высок. Поэтому мы всегда старались просчитывать все на один шаг вперед.
Мы начали в 2010 году, в 2011 выпустили первую коллекцию. Мы уже говорили о том, что заранее распланировали стратегию бренда, еще во время работы над магистерским дипломом в университете. Но планировать – одно, а реальность – совсем другое. В самом начале было безумно страшно. У нас был кредит, а мы понятия не имели, как отреагирует рынок, купит ли кто-то нашу коллекцию. Но все так быстро закрутилось. Мы попали в очень хорошие магазины, такие как Stockmann и My o My в Хельсинки, и даже в один магазин в Нью Йорке. В первый сезон мы заключили контракт с 10 ритейлерами. Позже мы попали в универмаг Sokos. Можно сказать, это был успех – теперь наши вещи продаются по всей Финляндии.
Как ты думаешь, почему вам это удалось?
Думаю, из-за самого продукта – никто не будет покупать некрасивую вещь. Ну и конечно, у нас был хороший маркетинг, продуманный моим компаньоном Эмилией. Свою роль сыграли наши упорство и мотивированность. Помню, что мы приходили в My o My раз 30. Наверное, мы были немного навязчивыми, так как в конце концов они сдались и сказали: «Хорошо, несите сюда свою коллекцию». Хорошо еще, что нас было двое, и мы могли поддержать друг друга.
Тем не менее, вести свою марку сможет далеко не каждый. Уровень стресса очень высокий, да и помимо дизайна приходится заниматься многими посторонними делами. Способности к коммуникации должны быть очень хорошими, и нужно иметь «толстую кожу».
О команде
AW 2014
Сколько сотрудников работает в R/H сегодня?
За эти годы что-то менялось, конечно, но основные обязанности распределены также, как и в самом начале. Эмилия занимается дизайном принтов, это ее стихия. Также она отвечает за PR. До поступления в Аалто я 2 года училась на портного, так что моя область – это материал, силуэт, общая концепция коллекции. Производство занимает, наверное, 80% моего времени. Сейчас у нас все получается довольно органично: если кому-то приходит в голову идея, мы все ее обсуждаем.
У нас есть сотрудники в магазине, за рубежом, в основном они занимаются продажами, в том числе и через Интернет. Всего шесть человек.
Вы распределяете обязанности?
Да, все больше и больше. Это необходимо, когда бизнес растет, ведь невозможно знать все. Мы вовремя осознали, что нужно делегировать обязанности, и теперь у нас потрясающая команда. По крайней мере, и у меня, и у Эмилии есть возможность уйти в отпуск летом.
О производстве
Вы производите в Эстонии, что довольно типично для финского бренда.
Эстония очень близко. У нас там ответственный за производство человек, который с нами с самого начала. Я езжу в Эстонию каждый месяц, а во время выпуска коллекции даже чаще. Сейчас мы работаем примерно с семью фабриками, которые производят и для других финских брендов. Качество хорошее, работники ответственные, график соблюдается. Конечно, все это стоит дороже, чем в Китае, однако есть и свои преимущества. Например, я лично знакома со многими сотрудниками фабрик. Для нас личный контакт очень важен.
SS 2015
О финансах и инвестициях
Очень сложно найти инвестора для малого бизнеса, особенно в модной индустрии.
Да, у нас нет инвесторов. Вначале мы взяли кредит, потому что нужно было закупить материал и заплатить производителям до того, как конечный товар дойдет до покупателя. На сегодняшний день наш оборот равен 700 000 евро, и мы своими силами смогли достигнуть этих показателей. Я убеждена, что ты должен продавать свою коллекцию, чтобы развивать бренд. Нельзя просто рассчитывать на помощь государства или кого-то еще. Если ты делаешь что-то 10 лет, но это не продается, не думаю, что это бизнес. Может, это какая-то форма искусства. Я не говорю, что это плохо, просто в нашем случае, чем больше мы продаем, тем больше можем вложить в компанию. И хотя пока мы не нашли своего инвестора, мы открыты для контактов.
О творчестве и коммерции
Как удается удерживать баланс между творчеством и коммерцией?
Действительно, мы – коммерческий бренд. Но наша одежда дизайнерская. А творчество можно направить в абсолютно разные русла: в выбор материала, в разработку концепции коллекции и т.д. Ты обдумываешь посты для страницы в Instagram, шрифты для бизнес-переписки. Это как составление паззла. Приходится учитывать очень много деталей. Здесь креативность совсем другая, она выходит за пределы собственно дизайна.
У R/H есть своя «фишка» - элемент дизайна под названием Mickey, который ежесезонно появляется на товарах бренда. Не могла бы ты рассказать о нем?
Mickey с нами с нашей первой коллекции, созданной в 2011 году. Он понравился и ритейлерам, и клиентам, которые сразу стали его покупать и носить. Mickey стал деталью, по которой безошибочно узнают R/H. У нас есть клиенты, которые покупают модель с Mickey каждый сезон, просто разных цветов и фасонов. Конечно, каждая наша коллекция имеет свой стиль и вариации. Вот сейчас мы начали выпускать детскую линию. Но Mickey – наша классика. Не думаю, что мудро забывать то, что принесло бренду успех, так что Mickey останется с нами и дальше.
AW 2016
О планах на будущее
Куда вы планируете расти дальше?
Думаю, будем открывать новые магазины и расти постепенно. Конечно, хотелось бы заключать контракты с новыми ритейлерами. Мы хорошо продаемся в Азии, и много туристов оттуда приезжают на шопинг в Хельсинки.
Необходимо сохранять четкое видение своего бренда. Когда мы начинали, то работали как сумасшедшие. Иногда половина недели уходила только на раздачу интервью, а ведь нужно было еще успевать выполнять текущие дела. И так первые три года. Знаете, когда перекусываешь на ходу из банки, одновременно печатая на компьютере. Но мы добились успеха благодаря труду и любви к своему делу. Мы наращивали обороты с первого года существования бренда, и при этом всегда находили возможность платить зарплату сотрудникам.
О финской модной индустрии
Сейчас много интересного происходит в финской индустрии моды. Она явно на подъеме. Что ты об этом думаешь? Вообще, ощущаешь себя частью этого процесса?
Первое, о чем я думаю – это коммерческая сторона дела. Minna Parikka, например, очень сильный финский бренд, в том числе, с коммерческой точки зрения. Также выпускники Аалто работают в лучших международных домах моды, таких как Maison Martin Margela. Больше людей приезжает в Хельсинки, чтобы лично увидеть, что происходит в местной модной индустрии. R/H – точно часть этого процесса.
Хотелось бы, чтобы успешные выпускники Аалто не только уезжали работать за рубеж, но и открывали свои компании у себя в стране. Было бы здорово, если бы больше молодых финских брендов становились коммерчески успешными. Думаю, что для достижения успеха необходимо поддерживать друг друга. Неважно, высокая мода или полностью коммерческий бренд – ни перед кем не стоит закрывать двери.
Комментарии