За кулисами осеннего «Дефиле на Неве» be-in.ru побеседовал с Владимиром Бухинником – культовым петербургским модельером-авангардистом, по совместительству – художественным руководителем «Адмиралтейской иглы»
Вы помните ваше первое интервью?
Конечно, помню. Это было ужасно… Мне было лет 20, это было интервью для таллиннского телевидения. Я думал только о том, как выгляжу в кадре. Потом, когда увидел запись, мне было так стыдно! С годами стало понятно, что главное – быть естественным. Даже если ты оговоришься или скажешь что-нибудь не то – все поймут и простят.
То есть в такой ситуации имидж для вас не важен?
Почему же, само собой, это важно. Я прекрасно осознаю свой имидж, его сильные и слабые стороны. Вот, к примеру, на пресс-конференции после сегодняшнего показа я мало говорил, и нас вдруг обвинили в том, что мы оправдываемся. Хотя я не думаю, что показ так уж требует оправданий.
Напротив, всё было отлично.
Нас обвинили в том, что была какая-то часть «неносибельных» вещей. А ведь я перед началом говорил, что мы показываем весь спектр вещей – от прет-а-порте до авангарда. Художник имеет абсолютное право рассуждать на любые темы, в том числе и на тему «авангарда», который присутствует в нашей жизни, пусть и не в уличном кежуале. Без этого направления невозможны театр, кино, клубная культура и т.д.
Дизайнеры вообще часто ссылаются на кинематограф. Этот показ как-то вдохновлён кино?
Если говорить как раз о «неносибельной» части коллекции, то здесь речь идёт не о кино, а о финале ежегодного фестиваля «Мастер-класс». В этом году я поставил перед студентами задачу придумать своеобразный карнавал – но не бразильский, конечно, или венецианский. Нужно было сделать некие арт-объекты, способные удивить и даже развеселить… Вообще, моя позиция в том, чтобы не препятствовать самым безумным идеям и провоцировать самостоятельные высказывания. Я никогда не стремлюсь подавлять студентов. На собственном опыте учёбы в Театральной Академии прекрасно знаю, что такое жёсткий авторитарный мастер: часто в результате выходят насквозь штампованные актёры, модельеры и т.д.
Но ведь есть бизнес, который очевидно «давит», и вытекающий из этого европейский прагматизм…
По большому счёту, именно этот прагматизм и убил европейскую моду! Если в 50-е годы мода была равноправным, большим искусством (отправная точка – 1947-й год, рождение new look, показ знаменитой коллекции Диора), то сейчас мода, к сожалению, стала чистой рекламой. А это пугает, потому что всё-таки красота спасёт мир, а не деньги и не массовые тиражи. При этом мне кажется, что Россия в этой ситуации – непаханое поле. Во всём мире кутюр тихонько умирает, а в России, кто знает, это, может, будет жить. Надеюсь на это.
Но разве так уж много вещей российских дизайнеров покупают наши же люди?
Естественно, таких клиентов пока не так много. Тем не менее, считаю, что будущее и за отечественными дизайнерами тоже. Всё объяснимо: больше 70 лет в нашей стране совершенно отсутствовала культура одежды. В 90-е пошёл обратный процесс, когда стало можно всё, поэтому мы до сих пор наблюдаем такое необузданное количество безвкусицы на наших улицах. В 1999-м, когда я работал со Славой Полуниным в Лондоне, и видел на улице или в метро девушку в меховом манто до пола и в бриллиантах, я мог не сомневаться ни минуты, что она из России. В противовес прагматичному подходу европейцев – с другой стороны, в Ковент Гарден не встретишь людей в спортивных костюмах или джинсах. Сейчас же растёт новое поколение наших соотечественников – а это дети тех самых «новых русских». Они учатся в Европе и перенимают вкус и культуру. Только это, третье поколение может сделать с временем так, что мы будем жить в культурной, образованной, прекрасной стране.
Большинство российских молодых дизайнеров как-то не получает большой поддержки по окончании наши учебных заведений. Вот питерский Университет Технологии и Дизайна может стать когда-нибудь нашим St. Martins?
Не просто может, а уверен, что станет… Конкурс «Адмиралтейская игла» уже сейчас вполне себе выходит на мировой уровень. Насчёт же St. Martins – это вам по большей части кажется. Всё-таки такие успешные фигуры, как Гальяно или Маккуин, составляют ничтожный процент его выпускников. Но, конечно, происходящее в St. Martins и масштабнее, и ярче российских событий. А главное - представители всех крупнейших мировых компаний в обязательном порядке приезжают на дипломные показы туда.
Надеюсь, обязательно наступит время, когда будут приезжать и к нам. Ведь в определённый момент кризис европейской моды вызвал же феноменальный интерес к японским дизайнерам, то есть к другой культуре и ментальности. Почему бы такому не произойти с российскими художниками, делающими одежду? Очень положительная черта у наших – это отсутствие такой заскорузлости, присущей европейской промышленной машине.
Беседовал Алексей Баженов
Дефиле на Неве-2007
Фотографии с показа СПБУ сервиса и экономики
СПГУ технологии и дизайна
Балтийский институт экологии, политики и права
Комментарии