Случай поговорить о моде с мастерами haute couture выдаётся не каждый день. Недавно нам выпала возможность побеседовать с представителем гильдии создателей высокой моды. Тони Ворд (Tony Ward) приезжал в Москву на открытие ателье в Столешниковом переулке, куда его в числе других не менее одиозных персон пригласили для работы по созданию эксклюзивных нарядов для столичной и прочей публики
BE-IN: Что побудило Вас заняться профессией модельера? Семейный бизнес или призвание?
Тони Ворд: Мой отец, будучи всю свою жизнь портным, никогда не хотел, чтобы я занимался этой профессией. Меня отправили учиться в Париж на врача, но так получилось, что Клод Монтана, случайно увидев мои эскизы, заинтересовался ими и пригласил меня к себе.
BE-IN: Получается, что от судьбы не уйти?
Тони Ворд: Да-да! (Смеется)
BE-IN: Что оказалось важнее в Вашем становлении образование или интуиция?
Тони Ворд: Только одной интуиции, конечно, не хватает. Поэтому большую роль играет образование.
BE-IN: В таком случае Ваш совет начинающим модельерам и всем, следящим за развитием моды: на какие школы дизайна Вы советуете обратить внимание?
Тони Ворд: Есть два направления: прет-а-порте и от-кутюр. Школ высокой моды очень мало, пожалуй, одна осталась в Париже. Если дизайнер постигал основы haute couture, он всегда сможет переключиться на индустрию готового платья. И никогда наоборот.
BE-IN: Скажите, почему, на Ваш взгляд, именно Париж считается центром мировой моды?
Тони Ворд: На сегодняшний день только в Париже еще живут мастерские, известные своей уникальной ручной вышивкой. (Маэстро демонстрирует образцы тканей, искусно расшитые бисером). Нигде в мире так уже не умеют делать. Даже в Китае и Индии для ажурного шитья используют машинки. А ведь на вышивках, сделанных вручную, изнаночную сторону ткани иногда можно принять за лицевую, настолько тонко это сделано. Париж считается центром моды только потому, что здесь рождаются все современные технологии модной индустрии. Профессионалы всех стран приезжают сюда повышать квалификацию, закупать эксклюзивные ткани и аксессуары.
BE-IN: Дизайн – это та сфера, где встречаются творчество и технология, собственный взгляд и ожидания других. Каково быть дизайнером и художником одновременно? И возможно ли это?
Тони Ворд: Все взаимосвязано. Отделить одно от другого невозможно. Творческое начало помогает придумать картинку, эскиз, а технология – создавать новые эксклюзивные ткани, что очень актуально на сегодняшний день. Но иногда, технология мешает, ведь теряются так необходимые в нашем творческом процессе навыки ручной работы. Сначала я придумываю ткань: подбираю цвет, наношу рисунок, ее расшивают. И только потом я выкраиваю модель. Что касается эскизов, то из 80 рисунков для дальнейшей разработки остается порядка 40.
BE-IN: Выходит, начиная работу над новой моделью Вы заранее знаете, где будет пришита веточка со стразами или другой аксессуар?
Тони Ворд: Нет, это исключительно творческий процесс. Я никогда заранее не знаю, каким будет окончательный вариант. Все формируется и преобразуется в процессе работы над моделью. Часто, даже во время последней примерки, могут произойти изменения.
BE-IN: Сегодня дизайнеры всё чаще обращаются к образам прошлого. Не означает ли это, что трансформация образов и воспоминаний постепенно замещает новаторство? Или, действительно, ничего принципиально нового создать уже не возможно?
Тони Ворд: Каждая эпоха приносит что-то свое и нужно уметь грамотно использовать это, вплетая в нашу современную жизнь.
BE-IN: Андрогинность и смещение гендерных полюсов сегодня. Ваш взгляд на явление?
Тони Ворд: Это не имеет никакого отношения к творчеству и, скорее, является предметом научных разработок или чистой технологией. Хотя, действительно, сейчас очень модно, когда мужчина носит одежду своей подруги, жены. Но это не мое. (Смеется)
BE-IN: Почему Вы лично стали заниматься нарядами для женщин?
Тони Ворд: Мне нравится смотреть на результат своего творчества. Работать с женщинами очень интересно, но в тоже время трудно и ответственно. Необходимо быть психологом. Каждая из Вас – индивидуальность. Я делаю вещи в единственном экземпляре, ведь его обладательница порой выходит в нем один раз в жизни (прием, свадьба, юбилей). Платье разрабатывается, исходя из конкретного образа. И, конечно, я получаю громадное удовольствие, когда клиентка удовлетворена результатом. Зачастую, для женщины это сродни обладанию дорогим ювелирным украшением. С другой стороны, это, безусловно, бизнес. Именно поэтому, разрабатывая модель для клиентки, я стараюсь держать голову на плечах. Мне важно помнить, что у меня есть дом, семья, куда я возвращаюсь после работы. Я стараюсь жить не только модой. Тем более, что 6 месяцев в году, я полностью посвящаю себя ей.
BE-IN: Как Вам работается с российскими женщинами? Какие они клиентки?
Тони Ворд: С вашими женщинами очень приятно работать. Они отличаются хорошей фигурой в отличие от американок, итальянок, а особенно от восточных женщин. И еще они обладают хорошим вкусом и разбираются в направлениях моды.
BE-IN: Со времен Петра I российская знать выезжала одеваться во Францию, Италию и т.д. Будет ли когда-нибудь так, что жители западных стран будут приезжать одеваться к нам в Россию?
Тони Ворд: Российская школа дизайна еще очень молода. И возможно, благодаря приобретаемому опыту в сочетании с традициями, уходящими корнями в далекое прошлое, у российской моды есть будущее. Но возможно у России есть другое предназначение, более глобальное, чем это.
Беседовала и записывала Валерия Абилова
10.12.2007
Комментарии