Елена Бадмаева – выпускница художественно-промышленной академии им. Мухиной, член международного союза дизайнеров, участница всевозможных международных конкурсов. Елена возглавляет кафедру дизайна костюма в СПбГАСЭ и работает в собственной студии на Моховой. На её счету такие авторские коллекции, как «Петербургский брандмауэр», «Женщина-коктейль», «Немного солнца в холодной воде», «Межсезонье», «Война и мир». Эти коллекции с одинаковым успехом были приняты в Петербурге, Москве и на международных подиумах
be-in.ru: Елена, наверняка у Вас дома большой гардероб. Долго выбираете, что надеть?
Елена Бадмаева: Нет. Я отношусь к тем людям, которые считают, что одежда – это второстепенное в жизни. Гардероб у меня, конечно же, существует, но он намного уже, чем гардероб моих любимых и уважаемых клиентов. То, что я крайне люблю, и то, что вызывает трепет в моей душе, – это обувь и сумки. Всё остальное я ношу с определённой долей равнодушия, так как одежда для меня есть инструмент самовыражения, как для художника. В организации моего собственного внешнего облика мне помогает моя внешность.
be-in.ru: Что можно узнать о человеке по тому, как он одевается?
Елена Бадмаева: Одежда – это инструмент, который может ввести в заблуждение. Своеобразный язык, которым люди уже давно научились пользоваться в своих целях. Словом, куда им нужно пойти, так они и оденутся. То есть на сегодняшний день непосредственной связи между тем, что человек ощущает в своём внутреннем мире, и тем, как он выглядит снаружи, не существует. Между людьми произошло некоторое визуальное уравнивание. И если раньше можно было выделить на улице художника, клерка, то сегодня это очень проблематично.
be-in.ru: Способна ли одежда изменить внутреннее состояние?
Елена Бадмаева: Конечно, да. Красивую одежду можно сравнить с макияжем. Женщина без косметики – это одна бодрость и одно состояние духа, если же сесть перед зеркалом, то появятся другие краски. Также в одежде.
be-in.ru: Что Вас вдохновляет на создание коллекций?
Елена Бадмаева: Вся моя жизнь – жизнь моих знакомых, жизнь различных героев из фильмов, из книг – является пищей в данном случае. Но я очень не люблю прямые ассоциации. Если, к примеру, я где-то посмотрела fashion-tv или сходила на спектакль, а после этого возникло естественное неодолимое желание пойти и начать работать, то самое верное, что нужно сделать, – это пойти и лечь спать. Переспать с этой мыслью и на следующий день проверить, насколько она верна. Чтобы потом не мучиться: а не вторично ли ты что-то сделал? Вдохновение точно также может быть и губительно для художника, потому что муки от того, что ты что-то не то сделал или ты вообще у кого-то это подсмотрел, намного сильнее.
А вообще, поиск вдохновения – это путь для людей немножечко с другим складом характера или с той степенью одарённости, когда им трудиться изо дня в день не надо. Моя работа – это моя обязанность. А профессия – призвание. Соответственно, если ты живёшь с этим ощущением и занимаешься тем, чем тебе нужно, то ты в данным случае – инструмент. Ты человек ведомый. И уже от одной этой мысли хочется ежеминутно работать. В нашем деле нельзя останавливаться. Нужно идти, пока шагается. Тогда, может быть, придёшь к чему-то.
be-in.ru: Знакомо ли Вам состояние творческого кризиса?
Елена Бадмаева: Обычно художник никогда не знает, что создать. Есть у нас даже такое понятие – боязнь белого листа. Когда лист белый, и ты ещё на нем ничего не нарисовал, то понятно, что ты не знаешь, что на нём изобразить. Тут главное – начать работать. Как только ты начинаешь работать, так или иначе что-то получается. Всё это процесс. В нашей области, процесс – самое сложное и самое магическое чудо, которое происходит с нами, которое выливается в конечном итоге в результат.
be-in.ru: Бывает так, что Вы что-то создали, вдруг смотрите – у другого дизайнера похожая вещь?
Елена Бадмаева: Это вообще бывает очень часто, мы (дизайнеры одежды) в этом отношении самые несчастные дизайнеры. У нас пока так устроена критика и история новейшей моды, что наши "ноу-хау" и открытия никто не регистрирует, не записывает, не запоминает. На счету многих художников, я даже вижу по своим коллегам и по себе тоже, есть такие фишки, которые только наши, родные. И ты замечаешь, что это, так или иначе, появляется сначала у других художников, потом у молодых дизайнеров.
be-in.ru: Каким образом происходит отбор моделей для показа коллекции?
Елена Бадмаева: Мы назначаем день кастинга. Кастинг может быть общегородской, может быть выбрано одно агентство. Надо сказать, в этом отношении мы преуспели, на кастинге я могу выбрать ту модель, которая мне нравится, попросить её на каблуках пройтись, без каблуков, накрашенной, ненакрашенной, как угодно. Предпочтение отдаю моделям разным, в зависимости от характера коллекции. Надо сказать, что на модельном рынке по-прежнему остались худые модели, но у них очень выразительные лица, у них нет той общепризнанной красоты. Сейчас границы красоты до такой степени расширились, что даже самая неказистая девушка, обаятельная и уверенная в себе, способна дать фору любым красавицам. Что касается мужчин, то молодых людей-манекенщиков маловато. Мужчины нужны, как ботаники, так и брутальные – самые разные, а всё идёт сезонами и поколениями, годами. То много утончённых молодых людей с интеллигентной внешностью, то, наоборот, – мачо.
be-in.ru: Московская и питерская мода – есть отличие?
Елена Бадмаева: Я лично особых отличий не замечаю. Приезжая в Москву, я вижу те же угрюмые лица, таких же людей, одетых в абсолютно то же самое. Ничем не отличается, я в этом убеждена. Единственное отличие – группа медийных людей в Москве выглядит намного ярче. Наверное, просто более обеспеченная, потому более блестящая. Больше разницы нет. И в Москве, и в Петербурге есть бомонд, творческая интеллигенция, звёзды. Просто в Петербурге это менее заметно, потому что здесь не принято блестеть, как золотой петушок, на общем фоне. В Москве же это нормально. Там есть куда ходить, есть, где себя показывать.
be-in.ru: О чём Вы мечтаете?
Елена Бадмаева: Для меня вот после рождения сына вообще не осталось сомнений, что главное в жизни – это семья. Я хочу ещё ребёнка, хочу, чтобы все всегда были здоровы. Хочу, чтобы бабушка с дедушкой жили как можно дольше, чтобы я вообще не знала слова "кладбище" и что такое смерть человеческая. Вот это – главные направления, в которых я мечтаю. Я не мечтаю ни о какой яхте, ни о каком супер-пупер автомобиле, потому что всё это – лишь слагаемые имиджа.
be-in.ru: Можете ли Вы порекомендовать что-нибудь модникам в сезоне 2008-2009?
Елена Бадмаева: Надо сказать, что мы, дизайнеры, живём несколько отвлечённо от общих тенденций. Понятно, что мы интересуемся модой, читаем профессиональную литературу, но у каждого модельера свой календарь, своё течение жизни, своя мода. В качестве общей тенденции, стало действительно актуальным, можно даже применить слово «модным», интересоваться и носить русских дизайнеров. Носить русского дизайнера также даже иногда круче и почётнее, чем знаменитого западного. И вторая тенденция – море платьев. То, чего не было очень долгие годы. Это два основных новшества, которые чётко видны.
Беседовала и записывала Екатерина Корнева
август 2008
Читайте также в журнале BE-IN:
Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood)
Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli)
Комментарии