Сегодня, 25 сентября, в ротонде на Невском, 20, открывается первая персональная выставка «Где я» молодого петербургского художника Никиты Тимошенко, чьи работы уже оказались в престижной галерее Саатчи
23-летний Никита закончил отделение графического дизайна филфака СПбГУ, теперь изучает архитектуру. В прошлом году участвовал в конкурсе Showdown на сайте лондонской галереи Саатчи, где чуть было не стал лидером среди шестидесяти тысяч претендентов. Немного не повезло, и Никите присудили второе место. Сейчас работы Тимошенко имеются и непосредственно в экспозиции престижнейшей галереи. Название выставки «Где я» говорит само за себя: это довольно экспрессивные полотна, вдохновленные личными переживаниями, любовью к современной архитектуре и жаждой перемены мест.
BE-IN: Какой реакции ты ожидаешь прежде всего?
Никита Тимошенко: Я специально подбирал картины совершенно разных периодов, единой концепции здесь нет. Зрителю дается право самостоятельно интерпретировать увиденное. Название «Где я» отражает одновременно поиск стиля и недосказанность. Во многих картинах не было заранее выстроенной композиции. Я импровизировал, когда писал, зрители вольны импровизировать, когда воспринимают…
BE-IN: Ты можешь назвать себя серьезным человеком? Для тебя живопись - это что-то серьезное или часть некой игры?
Н. Т.: Для меня жизнь вообще - это игра, но вполне серьезная игра. А искусство - понятно, часть жизни. Творчество получается никаким не стебом, а взаимодействием с миром, что очень важно. Этот момент, это время, эти эмоции имеют значение.
BE-IN: Получается, что в приоритете эмоции и впечатления, а не идеи?
Н. Т.: Да. Идеологичность есть не во всех работах. Но, например, в картинах Deconstruction и Morphosis она присутствует: абстрактные образы сформулированы заранее, и только затем написаны. Я заинтересовался деконстуктивизмом в архитектуре, делал диплом на эту тему, с ней и связаны упомянутые работы.
BE-IN: Что в принципе доставляет тебе удовольствие?
Н. Т.: Заводят люди, которые меня окружают, заряжающие энергией, отличной от моей собственной. И, конечно, места, тоже обладающие каким-то особым духом.На выставке представлена, например, картина "Ночь на полу", которая создавалась, когда я плыл на пароме по маршруту Хельсинки-Стокгольм. Мне не досталось каюты, пришлось спать на полу. Я очень замерз, и вот рисовал ночью в полнолуние композицию с ромбом.
BE-IN: То есть холод и неудобство послужили чем-то вроде катализатора?
Н. Т.: Конечно, плюс луна, море, спящие в спальных мешках люди вокруг, а я при этом в четырех футболках, поскольку ехал в Барселону и теплые вещи с собой не взял.
BE-IN: Kак ты прокомментируешь распространенное мнение о вторичности и провинциальности современного искусства в Питере по отношению к общемировому мэйнстриму?
Н. Т.: Думаю, это просто проблема организации и согласованности с площадками. В чем и проявляется разница с Европой. Там все "схвачено" с галереями, кураторами. Художники контактируют с ними напрямую, не комплексуют. Здесь, увы, не так налажена коммуникация. Необходимо просто создавать прецеденты, когда ты что-то делаешь, и другие понимают - это хорошо…
BE-IN: Где хочешь работать в будущем?
Н. Т.: Не хочу застревать в одном месте, хочу перемещаться. На самом деле мне хорошо и здесь, но можно было бы оказаться и в Лондоне. Или в Париже.
Беседовала и записывала Нина Асташкина
Комментарии