Литературовед и писатель Андрей Аствацатуров и философ Александр Погребняк - об интеллектуалах, лузерах и власти сегодня, о «возвращении 90-х» и природе ностальгии по СССР
В вашей, Андрей, книге «Люди в голом» можно выделить типичный для 90-х типаж интеллектуала: это такой «сознательный лузер», герой-интеллектуал, предпочитающий творческую бескомпромиссность навязываемым стратегиям успеха. Как сегодня (на излете 2000-х, а также в свете раскручиваемого масс-медиа тренда на 90-е) чувствует себя этот герой? Какой была бы вообще в наши дни адекватная позиция так называемого «интеллектуала»?
А. Аствацатуров: Честно говоря, я не вижу среди нашей сегодняшней «интеллигенции», за редкими исключениями, людей чистых и бескомпромиссных. Долгие годы эта группа людей выстраивала свое сознание как антисоветское, надеялась на реформы. При этом петербургская интеллигенция, например, совершенно не «авангардна», и не очень способна генерировать активную общественную позицию. Неспособность к формированию альтернативных культурных центров превратила ее в такую грантососущую гидру, и это достаточно грустное зрелище. Ее идеалы, которые связывались с Гайдаром, СПС и прочим заигрыванием с властью, вроде бы реализовались, но вылились в некую деспотичную неолиберальную машину. Даже если убрать предполагаемую информационную блокаду, мы не увидим каких-то очень ярких деятелей. За отдельными, опять же, исключениями: например, в Москве – Бориса Куприянова, который при всем прочем – человек дела (его книжный магазин «Фаланстер» – предприятие коммерчески успешное). Или, в Петербурге – Константина Шавловского, открывшего недавно похожий на «Фаланстер» книжный (он же центр интеллектуальной жизни города) «Порядок слов».
А. Погребняк: Без сомнения, 90-е годы, которые я совершенно не хочу романтизировать, были и эпохой героического лузерства в том числе. В начале же 2000-х воцарившийся культ успешности сделал образ лузера страшилкой («неужели ты хочешь быть таким?»). А возвращение лузерской темы сейчас – это действительно интересно. На философском языке акт возвращения к феномену называется рефлексией. В рефлексии всегда есть момент ностальгии, ощущения упущенных возможностей. С одной стороны, ностальгическое возвращение к фигуре лузера может быть стилизацией: просто-напросто люди, уставшие от брутальной успешности, хотят чего-то иного – как когда все уже попробовали, тянет на что-нибудь с душком, с плесенью. Но даже «возвращение к лузерству» предполагает встроенность в сегодняшний идеологический контекст. Бодрийяр это назвал «мистической и политической экономией остатков»: когда какие-то радикальные вещи из прошлого вдруг возвращаются, но возобновляют свое существование в очень ограниченном режиме: на периферийных телеканалах, например, или в таблоидах (которые, по сути, замена «кухонь» 60-х). С другой стороны, все же в лузерской позиции сегодня есть некий шанс. Если вспомнить Жижека, в мире победившего либерализма левый интеллектуал призван занять позицию такого шута: вроде бы существа безопасного, но в какой-то момент способного больно цапнуть; это спасает остаточную радикальность. В целом, сегодня лузерство – это не такой проект начала 90-х, когда вы, как, скажем, режиссер Юрий Мамин, можете свободно снять какой угодно фильм и все будут вам аплодировать, когда этот фильм покажут по Первому каналу. Ныне лузер, скорее всего, окажется тем самым шутом – непонятым, отброшенным, лишенным финансирования. Третьего не дано: либо заниматься стилизацией под 90-е и вызывать к жизни разных смешных персонажей, либо производить продукт, коммерческая и политическая вменяемость которого глубоко под сомнением.
А. Аствацатуров: Согласен с Сашей: наверное, современный интеллектуал – это шут в прямом смысле слова. Собственно, в недавнем известном опросе портала OpenSpace самым влиятельным интеллектуалом был назван Виктор Пелевин. Пелевина трудно заподозрить в какой-то философской глубине, он скорее играет с поверхностными формами культуры. Его можно назвать клоуном безо всякого уничижения – тем, кто постоянно меняет маски, периодически нападает на власть, при этом занимая странную промежуточную позицию. Он такой интеллектуал-циркач.
Если продолжить о сегодняшней отечественной ситуации. Фассбиндер сказал: «Не можешь изменить реальность, опиши ее». Как бы вы описали текущую реальность?
Возможен ли сегодня вообще – будь то в культуре, или в повседневности – какой-либо нонконформистский, революционный жест, который не был бы тут же захвачен властью? Мыслим ли бунт, не превращающийся тотчас же в бренд?
А как на «альтернативный интеллектуальный полюс» станет, по-вашему, реагировать Система? Есть ли какие-то иные пути, кроме того, как встроиться в неё или существовать «в подполье», подвергаясь атакам?
Беседовали и записывали Нина Асташкина и Артем Лангенбург
Комментарии