Интервью: Как устроена индустрия моды в Финляндии
  • 28.04.16
  • 4674

Интервью: Как устроена индустрия моды в Финляндии

Мы продолжаем серию интервью с профессионалами европейской индустрии моды. Если ранее мы беседовали с CEO Pitti Uomo Рафаэлло Наполеоне и деканом Polimoda Данило Вентури, то сейчас мы публикуем наш разговор с Эвелин Мора, основательницей Helsinki Fashion Week.

Эвелин Мора,
Основательница Helsinki Fashion Week

Об образовании

Большинство успешных специалистов в Финляндии в определенный момент уезжает учиться за рубеж – особенно это касается творческих индустрий. Но если говорить именно о финских высших учебных заведениях, то самое престижное из них – Университет Аалто в Хельсинки, названный в честь Алвара Аалто, главного финского архитектора ХХ века. Славу университету принесли успешные выпускники технических, бизнес- и IT-специальностей. Дизайнеры – в меньшей степени. В Аалто царит по-настоящему интернациональная атмосфера, и тем университет особенно интересен.

Мне нравится, что и в маленьких финских городах ВУЗы вкладываются в развитие учебных программ – Университет Лахти тому пример. Но кроме маститых учебных заведений есть и новые проекты вроде Helsinki Design School, которые приглашают преподавать молодых предпринимателей. Важно, что это именно преподаватели-практики, обладающие знаниями сразу в нескольких областях. Если мы говорим о дизайне одежды, то главную роль в данном случае играет понимание технологической составляющей, эко-ответственности и принципов маркетинга. Знания, лежащие на пересечении сразу нескольких индустрий, так называемая междисциплинарность, – и есть главный ключ к успеху.

И все же я убеждена, что не университет делает имя выпускнику. Выпускник делает имя университету.

Aalto International Fall 2016



Об индустрии

В финской индустрии моды каждый новичок сталкивается с одним и тем же препятствием, которое при этом никак не связано с бизнесом. Дело в том, что финский модный истеблишмент – это небольшая группа людей, которым больше нравится распускать слухи, чем заниматься бизнес-задачами. Если ты не готов играть по их правилам, ты наживешь себе врагов. Это узколобость и ограниченность. Такое мышление тормозит развитие индустрии. Сотрудничество принесло бы гораздо больше, причем обеим сторонам.

Но ситуация, безусловно, меняется. Прежняя индустрия все сильнее устаревает, и параллельно с тем появляется новое сообщество – пусть и медленно, но этот процесс идет.

Samuji Fall 2016



О ситуации на рынке

Часто истории успеха финских дизайнеров начинаются за рубежом. Финны оседают в других странах и развивают там свои марки, пользуясь возможностями местного рынка. Например, Туомас Мерикоски стал дизайнером мужской линии Louis Vuitton, а его собственная марка Aalto вышла в финал LVMH Prize. Мне очень нравится то, что он делает, и мне очень близко его видение. Рано или поздно среди нового поколения финских дизайнеров должен был появиться человек, чей талант был бы оценен на международном уровне – и Туомас стал им.

Финский же рынок сильно изменился. В Финляндии становится все более популярной культура покупок в торговых центрах, большие мировые бренды ведут себя агрессивно и вытесняют местных игроков.

Но есть и противоположное течение, в основе которого лежит разумное потребление и эко-ответственность. Существуют небольшие моно- и мультибренды, которые продают независимых финских дизайнеров и часто держатся на плаву только за счет e-commerce. Я хотела привести пример небольшого местного магазина, но он, как оказалось, столкнулся с финансовыми трудностями. Выходит, крупные мировые бренды на данный момент все-таки побеждают.

В Хельсинки существует целый квартал, посвященный финскому дизайну во всех его проявлениях – Design District Helsinki. Я рада, что такая инициатива вообще существует, но мне кажется, что индустрия нуждается в более мощных проектах, которые смогут принести лучшие результаты. Следующим летом мы ждем открытия Helsinki Fashion District – надеюсь, с этим начинанием все будет иначе.

Minna Parikka Spring 2016



О проблемах финских марок

У многих финских марок существует проблема позиционирования. Представьте себе образ девушки, которая носит Chanel – каждому понятно, как она выглядит. А теперь представьте образ девушки, которая носит Samuji [финская марка, продающаяся в Opening Ceremony, московском UK Style и еще десятках независимых магазинов по всему миру]. Кто она? Ответ неясен.

Но я могу привести пример Минны Парикки [основательницы обувной марки Minna Parikka, продающейся в Colette, 10 Corso Como и Selfridges]. Она все делает правильно. Она точно дала понять, в каком стиле она работает и кто ее конечный потребитель.

Среди финских дизайнеров есть те, кто пытается работать в люксовой нише. Стоит сказать, что они совсем не понимают потребности аудитории. Может быть, дело в маркетинге, в дизайне или самом продукте – не знаю. Но я точно знаю, что в дизайне должна быть душа, а у бренда должно быть четкое позиционирование – все то, что оправдывает высокую цену за конечный продукт.

Существует также проблема производства – большинство финских марок отдают пошив коллекций на аутсорс в руки зарубежных производителей. Поэтому я восхищаюсь брендами вроде Finlayson, которые отшивают коллекции в Финляндии и к тому же всячески поддерживают идею эко-ответственности.

Marimekko Fall 2016



О миссии Helsinki Fashion Week

В Финляндии для дизайнера многое значит его бэкграунд. Конкретно – какой университет у него за плечами. Нам чуждо такое деление, поэтому участников HFW мы отбираем, просто оценивая коллекции и ориентируясь на ценности, которые эти марки несут. Наличие денег у дизайнера нас также не интересует – участие в Неделе моды бесплатное. Мы оплачиваем дизайнерам размещение, перелет и другие расходы.

Если говорить о посетителях, то мы хотим привлечь тех, кто не только интересуется модой, но и думает о, например, экологической и этической составляющих.

Но в прошлом году мы привлекли не только посетителей и байеров, но и международные медиа. Наша задача – познакомить представителей других культур с тем, что происходит с модой на севере, и с участниками рынка в особенности.



Комментарии

Читать на эту тему

Реклама