Утром 24 июня 2016 года стали известны итоги референдума о выходе Великобритании из состава Евросоюза. 51.9% британцев проголосовали за выход, 48.1% – против, сообщила новостная служба BBC. Учитывая значимость Лондона для системы моды, а также статус и количество британских ритейлеров и дизайнеров с мировым именем, мы решили разобраться, как выход Великобритании из ЕС отразится на индустрии.
Возникновение торговых барьеров
Выход Британии из ЕС означает выход из зоны свободной торговли, позволяющей импортировать и экспортировать товары из 60 стран без таможенных пошлин. В данном случае у британских властей есть два варианта действий:
– подчиняться правилам Всемирной торговой организации, касающимся торговли между странами ЕС и не-ЕС. В таком случае экспорт товаров из Британии в Евросоюз будет облагаться таможенными пошлинами. Например экспорт из Британии хлопковой одежды будет облагаться по ставке в 12%, хлопковой обуви – 16.9%, кожаной обуви – 7.64%. В первую очередь это коснется онлайн-ритейлеров – как лидеров, вроде Net-a-Porter и Mr. Porter, так и менее крупных, но авторитетных игроков, вроде End Clothing, LN-CC и Oki-ni. Повышение пошлин отразится на конечной цене экспортируемых товаров, что сделает британских продавцов менее конкурентоспособными и перераспределит денежные потоки в пользу онлайн-ритейлеров из ЕС и США. Относительно спокойнее других будет чувствовать себя маркетплейс Farfetch: его головной офис расположен в Лондоне, но логистика отдана непосредственно в руки ритейлеров-партнеров, расположенных по большей части в Европе и Америке.
– заключить специальное торговое соглашение наподобие договоров «ЕС-Швейцария» и «ЕС-Норвегия». Упомянутые страны не являются членами Евросоюза, но имеют с ним облегченный режим торговли. В этом случае ставки экспорта одежды, обуви и аксессуаров будут нулевыми. Однако Международный валютный фонд заявлял, что заключение подобных соглашений займет длительное время, не одобряя выход Британии из ЕС.
Падение курса фунта
Спустя курс фунта обвалился на 11% и торговался по $1,3229. Как пишет Bloomberg, это самый низкий уровень с 1985 года: такого падения не было даже во время мирового финансового кризиса. Слабый фунт не выгоден в Британии и ритейлерам, и дизайнерам. При сохранении низкого курса первые будут вынуждены пересмотреть уровень маржинальности при продажах коллекций будущего сезона и быть готовыми к пересмотру будущих бюджетов закупок. Дизайнеры также должны готовиться к уменьшению наценки и быть готовы к росту затрат на закупку тканей и производство коллекций, в случае, если они отшивают вещи в ЕС – например в Италии или Португалии.
Ограничения на работу и проживание иностранных сотрудников
Выход Британии из ЕС делает невозможной свободную работу граждан ЕС в британских компаниях – и наоборот, британских подданных в европейских компаниях. То же касается и проживания. Мировая мода интернациональна, и команды многих европейских марок состоят из граждан других стран-членов ЕС. В качестве примера можно привести французский холдинг Kering и принадлежащий ему британский бренд Stella McCartney. Офис марки располагается в Лондоне, где живет и сама Стелла Маккартни, и CEO Kering Франсуа-Анри Пино. Правовой статус таких сотрудников остается под вопросом и в Британии, и в ЕС: неизвестно, как и на какой основе им предстоит проходить регистрацию.
Комментарии