В России достаточно молодых марок, которые занимаются производством аксессуаров из кожи, однако найти дизайнеров, которые не копируют давно разработанные модели, оказалось не так просто. Зачастую начинающие марки концентрируются на поиске подходящего материала и производства, иногда – в ущерб и дизайну, и продвижению. Мы решили выяснить, с чем это связано, и почему в стране с развитым кожевенным производством все больше дизайнеров предпочитают закупать европейские материалы. Также рассказываем о том, как разработать и запустить в производство коллекцию аксессуаров и что нужно делать для продвижения марки в самом начале.
Сырье и фурнитура
Кожевенное производство – одна из старейших отраслей промышленности в России. Крупные фабрики, работающие в стране, занимаются выделкой кожи уже более 100 лет. Среди них – Рязанский кожевенный завод, Кировский завод, Ярославский завод.
Клиентами Рязанского завода, например, является холдинг Inditex, в частности, магазины Zara, Massimo Dutti, Stradivarius, Bershka, а также компании H&M и New Balance.
Тем не менее, большая часть российских марок, выпускающих одежду и аксессуары из кожи, предпочитают закупать материалы в Италии, а если в России, то на итальянских стоках. О том, как закупать стоковые ткани в Италии, мы уже писали. С кожей ситуация похожая: остатки, неиспользованные в производстве, отправляются на сток со значительной уценкой. Несмотря на то, что большую часть стоковых кож определяют как третий сорт, стоки – это хороший ассортимент цветов и фактур. Третий сорт в данном случае – это вероятность небольшого брака на шкурке.
Средняя цена на стоковую кожу из Италии колеблется от 15 до 18 рублей за дециметр. Как и в случае с тканями, существенный минус стока – возможность произвести партию только ограниченным тиражом. Клиенты итальянских стоков – это в основном начинающие дизайнерские марки, для которых вопрос тиража на модель стоит не так остро, как вопрос доступности сырья: и в плане стоимости, и в плане наличия на складе. А если заказывать кожу по каталогам с регулярным ассортиментом, это значительно повысит себестоимость вещи.

Российские фабрики предлагают регулярный ассортимент по цене итальянских стоков, от 17-18 рублей за дециметр при крупнооптовой закупке и от 25-35 рублей за дециметр, если приобретать кожу небольшими партиями. Также цена зависит от сорта производимого сырья. У российских производителей это, как правило, кожа второго сорта, но можно приобрести также и сырье до пятого сорта. С отечественными производителями дизайнеры чаще всего отказываются работать как и из-за не слишком широкого ассортимента, так и из-за необходимости дожидаться изготовления партии.

Другая проблема – это дефицит фурнитуры. Большая часть фурнитуры, которую можно закупить на оптовых складах в России, произведена в Китае, что часто сказывается на качестве: количество бракованных элементов в поставке может доходить до 50 %. Марки, ориентированные на сегмент «выше среднего», закупают или изготавливают под заказ у европейских поставщиков не только кожу, но и фурнитуру. Найти такие компании можно, например, на итальянской кожевенной выставке Lineapelle, которая проходит в Милане дважды в год.
Производство
Чтобы полностью оборудовать производство, понадобится специализированная техника для пошива тяжелых и сверхтяжелых материалов. Прямострочная машина, машина для спуска края кожи, колонковая машина, пресс для установки кнопок – это необходимый минимум. В зависимости от типа производства может понадобиться и дополнительная техника и материалы. Например, при изготовлении сумок – это специальный состав и машины для окрашивания краев, загибочные машины для краев окантовок, специальные клеенамазочные машины для проклеивания припусков. Размещать заказ удаленно практически невозможно: крупные производства работают только с большими тиражами, а небольшие мастерские отшивают собственный ассортимент. Более редкие для России производства – те, что специализируются на ручной обработке кожи, практически полностью отказываясь от технического оснащения.

Кожевенное производство предполагает и определенный штат сотрудников: технолог, конструктор, закройщик и швея, которая специализируется на пошиве изделий из кожи.
В зависимости от масштабов производства технолог может вести переговоры с фабриками, оценивать качество поставляемой кожи, в том числе и вспомогательных материалов, таких, как клеевые и фурнитура. Например, для производства кожаных изделий используются низкотемпературные клеевые материалы, а цепочки для сумок лучше выбирать с гальваническим покрытием: это защитит металл от коррозии.
Также в обязанности технолога входит и собственно работа над коллекцией – от участия в разработке моделей до запуска их в производство и дальнейшего контроля качества. Часто на производстве технолог и конструктор – это один человек.
Такое совмещение во многом связано с тем, что конструктор, как и технолог, должен понимать свойства определенного типа кожи, чтобы создавать лекала. Из дополнительных навыков – способность оптимизировать лекала под конкретный тип кожи, чтобы свести к минимуму остатки при производстве. Начинающая марка вполне может работать с конструктором на аутсорсе, привлекая его непосредственно к работе над коллекцией.

Дизайн
Японские дизайнеры аксессуаров изобретают новые формы, итальянские фабрики сосредоточены на качестве, обработке и технологичности материалов. В России же ситуация такова, что производством кожаных сумок и рюкзаков занимаются либо крупные фабрики, выпускающие усредненный масс-маркет, либо небольшие мастерские, не ориентированные на уникальность моделей: ассортимент повторяется из сезона в сезон и расширяется за счет появления новых цветов. В России оказалось довольно сложно найти марки, которые отличались бы оригинальным дизайном. Как правило, в ассортименте российских дизайнеров – однотипные рюкзаки, сумки и клатчи.
Премиальный сегмент кожаных изделий в России только начинает появляться. Его рост, во многом, замедляет экономическая ситуация в стране, а также расходы и трудности, связанные с разработкой оригинального дизайна. Каждый тип кожи требует особой обработки: в зависимости от дизайна, который может воплощаться в сложных формах, работе с каркасом, сочетании разных фактур, меняется и стоимость готового изделия.

Независимо от образования дизайнер, работающий с кожей, должен обладать определенными навыками: уметь самостоятельно выбирать материалы и фурнитуру, понимать особенности каждого типа кожи, иметь представление о том, как строится конструкция для пошива исходя из этих особенностей. Кожа – тот материал, который «не прощает ошибок»: детали кроя кожаных изделий не сметываются перед пошивом, и возможности перешить неровную строчку просто нет – на поверхности материала останутся следы от проколов.
Что касается сезонности коллекций, здесь ситуация та же, что и с тканями. Во-первых, ассортимент и цветовая гамма материалов меняются и на стоковых складах, и на фабриках от сезона к сезону. Во-вторых, точно также, как и в производстве одежды, учитываются мировые тренды, о которых можно узнать, например, на выставке Premiere Vision за полтора года до начала периода продаж коллекции.
Продвижение и продажи
Специфика продвижения изделий из кожи заключается, прежде всего, в дороговизне продукта. Если мы говорим об оригинальном дизайне, а не об одинаковых сумках и рюкзаках, которые массово отшивают начинающие марки, затраты на производство таких вещей будут гораздо выше. Соответственно, речи о работе с реализацией для таких дизайнерских марок не идет: это либо выкуп, либо продажи через собственные каналы.
И если в Италии при обучении кожевенному делу упор делают не только на качество продукта, но и на механизмы продвижения и продаж, то в России у каждой марки свой опыт. Крупных дизайнерских марок кожаной одежды и аксессуаров в стране практически нет, а за теми, что успешно существуют на рынке, стоит грамотно спланированный бизнес-план и собственная стратегия продвижения.

Комментарии