Направление visual research ‒ это начало любого творческого проекта на факультетах дизайна одежды и аксессуаров в Central Saint Martins. При этом отдельного курса, где обучали бы основам visual research, нет: научиться этому за один проект невозможно. Именно поэтому каждый курс в CSM, посвященный дизайну, начинается с работы над визуальными ориентирами коллекции, и большая часть этой работы обычно происходит в библиотеке.
Первым делом студенты собирают картинки, объединенные общей темой: что-то вроде мудборда. Самый лучший источник ‒ это собственные фотографии, потому что их никто не сможет скопировать. Затем они делают рисунки, подбирают какие-то предметы, схожие по форме, цвету или фактуре, позже начинается разработка стиля, палитры и текстур. В конечном итоге все это объединяется общей темой и начинается работа над коллекцией.
В крупных модных домах, которые выпускают сезонные коллекции, поиском визуального вдохновения занимается команда дизайнеров. Получив в качестве ориентира фильм, картину, форму или фактуру, дизайнеры начинают подготовку визуального ряда, который в дальнейшем станет точкой опоры при выборе палитры, материалов и построении лекал.
Одри Анг на протяжении семи лет занималась направлением visual research для дома Yohji Yamamoto, затем создала свой бренд аксессуаров, а последние 10 лет является преподавателем курсов в Central Saint Martins. Мы попросили Одри рассказать о том, как ей удалось попасть на работу к культовому японскому дизайнеру, какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься visual research, а также о ее принципах преподавания в CSM:
«Степень бакалавра по направлению «Womenswear design» в Central Saint Martins я получила в 80-е годы. В колледже мой стиль работы преподаватели считали слишком скучным, минималистским. Но мой лучший друг, которого я встретила в CSM, рассказал обо мне Йоджи Ямамото ‒ и ему понравилось то, что я делаю. Так мне и посчастливилось с ним познакомиться. Когда я училась на втором курсе, Йоджи пригласил меня на работу. Я согласилась не сразу, и в итоге только после окончания колледжа уехала в Токио и взяла на себя направление visual research в Yohji Yamamoto.
На самом деле, образование, которое я получила в колледже, практически не пригодилось мне в этой работе. Гораздо более ценными оказались личный опыт, идеи и любознательность ‒ именно эти качества помогали мне выстраивать творческий процесс.
В CSM не слишком тщательно обучают конструированию, а работа специалиста по visual research всегда связана с деятельностью конструкторского отдела: на основе мудбордов и эскизов в дальнейшем создаются лекала моделей коллекции. Поэтому в Yohji Yamamoto мне пришлось получать конструкторские навыки в максимально сжатые сроки. Но главная сложность была в том, что в Японии никто не говорил по-английски, а я не знала японского языка.
Мне нравилось, что в этой работе никогда не было рутины: с утра до вечера я занималась поиском новых идей и визуальных ориентиров. Но важно обладать страстью к подобному виду деятельности, быть по-настоящему вовлеченным в процесс, чтобы стать профессионалом в этом деле.
Спустя семь лет работы в режиме нон-стоп, я поняла, что устала и «перегорела». После Yohji Yamamoto какое-то время я работала внештатным дизайнером и также занималась visual research, а затем создала собственную марку и начала выпускать сумки и аксессуары.
Устав от рабочего графика «24/7», я пришла преподавать в Central Saint Martins: думала поработать там около года, а в итоге прошло 10 лет, и я все еще здесь.
Сейчас я преподаю на кратких курсах, таких, как Fashion mix, Styling и English plus fashion, рассказываю студентам о том, как искать свое видение, собирать воедино visual research, создавать форму с помощью рисунка и драпировки, выбирать и перерабатывать идеи для будущих дизайнов.
Моя цель ‒ обучить студентов основам visual research, методам сбора информации, затем ‒ построению конструкций, драпировке, работе с материалами, принтами и цветом, а также презентации и стилизации собственных проектов.
Многие из моих учеников сейчас трудятся в Париже, Нью-Йорке или Милане, кто-то остался в Лондоне, чтобы работать в домах Louis Vuitton, Tom Ford, Stella McCartney, Celine или попытаться создать собственный бренд. Они заняты не только в дизайне одежды ‒ среди них есть успешные иллюстраторы, конструкторы, журналисты и стилисты. Я уверена, что индустрия моды ‒ это не только слава и узнаваемость, но и личный творческий вклад каждого выпускника Central Saint Martins».
За помощь в организации интервью редакция благодарит Елизавету Артюхович, студентку второго курса направления «Ткачество» в Chelsea College of Art.
Комментарии