Маша Ламзина родилась и получила образование дизайнера во Владивостоке. Во время учебы она участвовала в местных конкурсах, а окончив университет создала коллекцию, с которой вышла в финал International Talent Support в Италии. После ITS Маша попала на стажировку к Джону Гальяно, но разобравшись в том, как функционирует модная индустрия в Европе, решила вернуться в Россию и создала собственную марку Masha Lamzina.
С чего все началось
Я увлекалась созданием одежды с детства. Самое сильное впечатление на меня произвели коллекции Александра Маккуина и Comme des Garcons: в то время я еще училась в школе и воспринимала моду как что-то дурацкое и для девочек, которые любят краситься и наряжаться. И эти коллекции сильно повлияли на то, как я стремлюсь выразить свое художественное видение в моде сейчас.
Сначала я вязала и шила для себя, а потом поступила на кафедру дизайна ВГУЭСво Владивостоке. Во время учебы я несколько раз участвовала в конкурсе «Пигмалион»: несмотря на то, что я уже училась на кафедре дизайна, именно этот конкурс помог мне тогда наиболее полно реализоваться в создании одежды.

Окончив университет, я какое-то время работала дизайнером в рекламном агентстве, а затем бросила это занятие, закупила ткани и создала коллекцию одежды. Эта коллекция стала большим шагом вперед – я отправила ее на итальянский конкурс International Talent Support и прошла в финал. После конкурса я попала на стажировку в дом моды Джона Гальяно в Париже. Это был колоссальный опыт: я узнала, как создаются кутюрные коллекции и аксессуары, как работает рекламный отдел модного дома, как происходит подготовка к показам. Я поняла тогда, что в Европе мода – это огромная индустрия, а в России такой индустрии нет в принципе. Стажировка дала мне ощущение творческого подъема и осознание того, что у меня есть собственный стиль и идеи, которые я могу реализовать.
Тем не менее, у меня не было желания остаться: с развитием интернета и технологий уже не столь важно, в каком городе или даже в какой стране ты находишься. Если ты хочешь взаимодействовать с миром, то найдешь способ это сделать – главное, быть максимально искренним в своем творчестве. На Западе много талантливых дизайнеров, которые получают хорошее дорогое образование и сразу идут работать в какую-нибудь известную крупную компанию. Мало кто пытается создать собственную марку, а тех, кто пытается, хватает на пару лет: деньги заканчиваются и дизайнеры все равно идут работать в индустрию. Мне же всегда хотелось заниматься реализацией собственных проектов.
Арт-проекты
После возвращения в Россию помимо моды и дизайна я увлеклась артом: в какой-то момент очень сильно вдохновилась трафаретными изображениями на окраинах Москвы, где тогда жила, и стала делать их сама. Параллельно с этим я продолжала создавать коллекции и однажды подумала, что было бы интересно объединить тему stencil art с дизайном одежды.
Первый раз я попробовала распылить хлор на ткань через насадку для цветов и была поражена эффектом – получилось не совсем то, что я ожидала, но узор был красивым. Тогда я и начала развивать и совершенствовать ту технику, в которой сейчас работаю.

Раньше я не воспринимала текстиль, как форму художественного выражения. Думала, что большие художники должны писать маслом, пока не наткнулась в сети на работы одной талантливой шведской художницы, которая занимается вышивкой текстильных картин. Вернувшись во Владивосток, я создала несколько полотен с принтами и принесла их в местную галерею «Арка» – это единственная частная и довольно престижная галерея в городе. Я оказалась там случайно – пришла вместе с другом, который принес свои фотографии, и прямо с телефона показала владельцу галереи свои принты. Они ему так понравились, что буквально сразу же «Арка» анонсировала открытие моей выставки.
Благодаря поддержке галереи и арт-комьюнити во Владивостоке я подготовила материал уже для двух выставок. Вместе с тем я продолжаю заниматься созданием одежды: для меня нет каких-то больших разграничений между артом, дизайном и модой, потому что во всех этих сферах я реализуюсь, как художник. Некоторые мои друзья занимаются модой более профессионально и развивают собственные марки одежды – они меня вдохновляют, иногда «спускают с небес на землю». Но и я своим творчеством вдохновляю их на более креативный подход.
Вдохновение и тренды
Один из значимых источников вдохновения для меня – это азиатская культура с ее текстилем и принтами. Думаю, так случилось в силу того, что Владивосток всегда был азиатской землей и соприкосновение с культурой разных народов повлияло на меня еще в детстве.
В плане силуэтов одежды в моих коллекциях много параллелей с азиатским крестьянским стилем, а что касается принтов, то как и для stencil art, для японских и корейских узоров важна определенная знаковость, смысловая наполненность. Там нет никакой абстракции, только буквальный смысл, как и в моих принтах, хотя такое расположение узора более характерно для детской одежды. Кстати, детская одежда для меня тоже довольно долго была источником вдохновения.

Мне близко то, что происходит в современном дизайне, смелость новой волны дизайнеров. Среди любимых – Раф Симонс, Симон Порт Жакмюс и Крейг Грин. Тренды на меня, безусловно, влияют и я всегда отмечаю для себя какие-то интересные моменты, соответствующие моему вкусу. Но в создании коллекций я не опираюсь на трендбуки и не стремлюсь сделать что-то очень актуальное: для меня всегда наиболее значимый момент – это выбор принта.
Мне скучно делать трендовые вещи вроде футболок с надписями на кириллице. Мне гораздо интересней каждый раз экспериментировать с формой, размерами принта, создавать фактуры и силуэты. К тому же, на мой взгляд, следование трендам – это вторичный путь.
Коллекции одежды, ткани и производство
У меня нет желания создавать вещи «на сезон»: я работаю только с натуральными тканями и всегда советую своим клиентам обращать внимание на то, как вещь изнашивается и в каком-то смысле с каждым годом становится все интересней.
В мире десятки тысяч молодых дизайнеров, и я не вижу для себя смысла в гонке, связанной с подготовкой сезонных коллекций – мне чужда модель организации процесса, когда дизайнеры сначала устанавливают огромную наценку на вещи, а через пару месяцев устраивают распродажу.

Я выпускаю две коллекции в год и, конечно, стараюсь, чтобы они были актуальны сезону. Но я не использую, скажем, мех для зимних вещей и не включаю в летнюю коллекцию шорты и майки: есть образы, принты, цвета и определенная творческая задача, которую я решаю в каждой новой коллекции.
Благодаря соседству Владивостока с Китаем проблемы выбора или дороговизны тканей практически нет. Конечно, в Китае производят много откровенного ширпотреба, но можно найти и очень качественные ткани и фурнитуру по невысоким ценам.
Для техники, в которой я работаю, подойдет не каждая натуральная ткань. Наиболее стабильно отбеливается хлопок, но перед запуском модели я тестирую все ткани, которые меня привлекают. То, как будет выглядеть готовый принт, во многом зависит от красителей, использованных в производстве ткани.

При подготовке принта я сначала рисую узор вручную, затем делаю векторное изображение на компьютере, после этого на плоттере, на виниловых стикерах его прорезаю. Стикеры наклеиваю на ткань, распыляю хлор на трафарет, а после того, как хлор подействовал, стираю ткань и выкидываю трафарет. Трафареты при таком способе принтования одноразовые, а сам процесс довольно трудоемкий и дорогой, но мне нравится результат: хлор въедается в ткань, оставляет «живописные» брызги и не ощущается на материале, как если бы это была обычная печать.
Вещи, которые я выпускаю тиражом, отшиваются на небольших фабриках во Владивостоке – например, серии одежды из трикотажа. Оригинальные модели для показов, фотосессий, индивидуальные заказы я создаю вручную и, как правило, в единственных экземплярах.
Продажи
Понятно, что при таком подходе сложно работать с дизайнерскими магазинами, поэтому мы выбрали немного другую концепцию сотрудничества – я использую дизайн, который мне кажется наиболее коммерческим, и реализую его в тираже. Как правило, это спортивные вещи и трикотаж. Получается, что люди могут приобщиться к арт-эстетике моей марки через более доступные базовые вещи.

Честно говоря, лучше всего в случае с моей маркой работают личные продажи. Вещи часто покупают мои знакомые или постоянные клиенты, либо люди, которые узнают обо мне через социальные сети. Среди моих покупателей много богемной публики, но есть и романтичные девушки – они в основном покупают вещи с природными принтами. Провокационные принты выбирает уже совсем другая категория людей.
Мне нравится взаимодействовать с аудиторией, потому что я чувствую себя в какой-то степени проводником креатива, когда вижу, что созданные мной вещи находят своего потребителя.
Комментарии