Несколько месяцев назад на Стремянной улице в Петербурге открылся дизайнерский мультибренд 16 station с нетривиальной подборкой марок: коллекции ZDDZ, Outlaw Moscow, Pirosmani, Ria Keburia х Fakoshima соседствуют с вещами дизайнеров из Украины, Болгарии, Бельгии, Бали.
Привычного акцента на российские марки нет – основательница 16 station Дарья Крисанова делает упор на бренды с продуманной концепцией и привозит коллекции тех дизайнеров, чьи имена в России еще не слишком известны.
Мы поговорили с Дарьей о том, как формировалась концепция 16 station, о выборе марок для магазина и об изменении покупательского спроса на дизайнерские вещи.

Дарья Крисанова,
основатель 16 station
О формировании концепции
Идея открыть магазин дизайнерской одежды у меня появилась еще много лет назад. Я родилась и выросла в Ленинграде во времена журнала «Птюч» и первых рейв-вечеринок, вместе с друзьями ходила в культовый «Планетарий», ездила на Казантип. В те времена нам хотелось как-то выделяться и мы постоянно что-то придумывали: раскрашивали кеды ручкой, бумагой красили шнурки. В Европу мы летали редко, Азия тогда еще не была такой доступной, а потребность выделяться из толпы и носить необычные вещи существовала – Петербург тогда был законодателем уличной моды.
Лет 10-12 назад я открыла свой первый проект: он назывался «Интрига» и просуществовал всего год. Интернет тогда еще не был так развит, а самая большая проблема была в том, что людям не хотелось покупать вещи неизвестных дизайнеров. В то время все тяготели к люксовым брендам: Versace, Just Cavalli, Chanel, Louis Vuitton. Логотипы узнаваемых модных домов были показателем достатка, статусности. На фоне низкого интереса аудитории к незнакомым именам в дизайне магазин пришлось закрыть.

Три года назад я решила возобновить проект, и в голову пришла необычная идея – открыть его в самом центре Сибири, в Новосибирске, в третьем городе России, где публика достаточно модная и открытая к новым движениям. В городе на тот момент, впрочем, как и сейчас, преобладали люксовые бутики, и ниша магазинов с дизайнерской одеждой была практически не занята.
Проект 16 station я открыла в центре Новосибирска, в большом офисном здании, на 16 этаже, с панорамным видом на город и интерьером от известного за Уралом дизайнера Юрия Куликова. На первые наши съемки я позвала моделей Ангела Ульянова, Ксюшу Говорухину и фотографа Евгения Дюжакина, за видеоряд отвечали ребята из кинокомпании «Картина Мира» Алена Олейник и Борис Мамлин.
Среди первых дизайнеров, которых я пригласила в Сибирь, были Outlaw Moscow, Pirosmani, грузинские дизайнеры и несколько локальных марок – в том числе проект DN CHE.
О магазине в Петербурге
Все время, что магазин существовал в Новосибирске, я планировала открытие и в родном Петербурге. Выбор пал на исторический центр и знаковую для города Стремянную улицу рядом со знаменитым Эльфийским садиком – местом встреч петербургского андеграунда, собиравшегося там после посиделок в Сайгоне. Мы открыли магазин в октябре 2016 года, и сейчас улица приобретает неофициальный статус дизайнерской: здесь уже собралось пять-шесть магазинов с одеждой российских марок.

В подборке 16 station нет акцента на отечественные бренды, наша главная цель – представить дизайнеров, у которых есть узнаваемая концепция, а также тех, кто еще не продается в Петербурге. Мы не стремимся плыть по течению и привозить, например, исключительно грузинских дизайнеров, потому что это модно. Мы успешно работаем с марками из разных уголков планеты (Болгария, Бельгия, Бали), что делает наш проект выделяющимся из общего потока.
В бренд-листе магазина – ZDDZ, Outlaw Moscow, Fakoshima, Vaska, Daria Urkineeva, PAU Clothing, Demobaza, Nutsa Modebadze и многие другие имена, которых вы не найдете ни в одном магазине Петербурга.
Из грузинских дизайнеров мы сотрудничаем с Vaska, Georgi Keburia, Ria Keburia в коллаборации с Fakoshima, Иракли Бочорошвили и его маркой Shoesofrenia. Кстати, Иракли – учитель знаменитой Нуци Модебадзе, чью коллекцию сумок также можно найти на наших полках. Я вне политики, поэтому в 16 station можно найти коллекции украинского дизайнера Юлии Ефимчук, завоевавшей модную аудиторию Токио и Лондона.
Помимо одежды, обуви и аксессуаров, мы предлагаем картины и предметы интерьера. Например, у нас представлены два бренда, работающие с керамикой – Basa Ceramics и NFCeramics, а на стенах пространства можно увидеть полотна московской художницы Лины Штучной.
О выборе марок для магазина
Во-первых, дизайн марки не должен быть вторичным. Второе важное требование – это высокое качество ткани и пошива, а третье – наличие у дизайнера профильного образования. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что дизайнеры плохо разбираются в тканях и крое, а это сказывается на качестве вещей, их посадке. Дизайнер должен понимать, как вещь будет выглядеть на человеке, разбираться в конструировании и обладать теми базовыми знаниями, которые в ПТУ дают швеям-мотористкам.
Хочется, чтобы дизайнеры учились этому и получали профессиональное образование, а не просто сертификат о прохождении курсов онлайн-продаж. Иногда получается так, что я как продавец одежды знаю о тканях и создании одежды больше, чем человек, который ее создает, а это неправильно.

Самое главное для нас, чтобы дизайнер не просто обладал амбициями, но понимал потребности своих покупателей. Например, сейчас очень многие марки шьют oversize, не учитывая ни размерную сетку, ни рост. Я понимаю, что гораздо проще шить oversize-футболки, свитшоты и кардиганы, но в коллекциях российских дизайнеров по-прежнему не хватает хорошо сшитых брюк и верхней одежды. К сожалению, у нас до сих пор не научились хорошо шить пуховики и пальто на синтепоне – многие марки пытаются их делать, но качество оставляет желать лучшего.
Мы никогда не будем продавать одежду низкого качества, поэтому мы сами постоянно подвергаем вещи проверке – носим, стираем, сдаем в химчистку. Ведь одно дело, когда вы поносите вещь неделю, разочаруетесь и повесите ее в шкаф, и совсем другое, если вы пойдете на какое-то мероприятие и эта вещь вас подведет: это особенно касается принтов, которые дизайнеры наносят вручную.
Мы сторонники того, что вещь – это не картина, она должна быть носибельна. У нас бывали ситуации, когда приходилось расставаться с дизайнерами по причине низкого качества вещей, ведь от этого страдает не только репутация дизайнера, но и репутация магазина. Вещи русских дизайнеров стоят недешево, и купив себе пальто за 30-40 тысяч рублей, хочется его носить, хочется, чтобы и кнопки не отлетели, и ткань не закаталась.
О покупательском спросе
Думаю, ни для кого не секрет, что в российском дизайне много заимствований: 50% наших дизайнеров копируют Рика Оуэнса, а другие 50% – Гошу Рубчинского. Но часто бывает так, что дизайнеры, которые продаются очень круто в Лондоне, Токио или Америке, у нас раскупаются только во время скидок.
Одна из самых востребованных марок в 16 station – это Outlaw Moscow. Цены на их вещи высокие, но у них действительно классный дизайн, отличное качество и подача, от съемки лукбуков до продвижения. Ключевой для нашего пространства является марка PAU, основанная петербургским дизайнером Полиной Михайловой.

Я замечаю, что люди сейчас стали смелее: естественно, в Петербурге черный цвет всегда будет в тренде, но яркие вещи стали покупать активнее. И Петербург – это город пальто, поэтому верхняя одежда всегда хорошо продается. Правда, тот ассортимент, который предлагают дизайнеры, не всегда покрывает спрос. Например, во всем мире востребованы тонкие пуховики, не только спортивные, но и удлиненные модели, а также качественные джинсы.
О продвижении и аудитории
Нам важно рассказывать покупателям о тех людях, с которыми мы работаем, поэтому в рамках 16 station был запущен проект «Бунтари». Он посвящен тем, кому тесно в пределах современной моды, людям, которые имеют отношение к магазину и вдохновляют нас своим творчеством. На сайте можно почитать о наших «Бунтарях»: это дизайнеры, модели, фотографы, художники. Список постоянно пополняется и окружение наших друзей растет с каждым днем.
Еженедельно мы проводим акцию «Понедельнички для бездельничков»: каждый понедельник на случайно выбранную вещь мы устанавливаем скидку от 50 до 60 %. Купить вещь со скидкой можно только в офлайн-магазине и всего один день. Еще один приятный бонус магазина – бесплатная доставка на всей территории России, с возможностью примерки и оплаты при получении.

Конечно, большая часть наших клиентов из России, но с помощью интернет-магазина мы уже активно выходим и на европейский рынок. Наш основной контингент – люди 35-40 лет с высоким достатком, владельцы собственного бизнеса, которые могут позволить себе покупать одежду в ЦУМ или Au Pont Rouge. Они хотят необычно одеваться, носить эксклюзивные вещи.
Для кого мой проект? Наверное для тех, с кем я ходила в «Планетарий» и ездила на Казантип, для ценителей интеллектуального эпатажа, для людей, которым не надо ничего и никому доказывать, у них уже все хорошо. Для тех, для кого я планировала открыть этот магазин еще 20 лет назад.
Комментарии