Как учат дизайнеров в России: Омская школа дизайна
  • 24.07.17
  • 15606

Как учат дизайнеров в России: Омская школа дизайна

За сорокалетнюю историю существования Омская школа дизайна стала узнаваемым брендом: собственная система преподавания и авторские курсы лекций, конкурс «Формула моды: Восток-Запад», который за последние несколько лет приобрел статус международного, и выпускники, востребованные в различных сферах модной индустрии.

Насколько жизнеспособна такая модель построения образовательного процесса и чем Омская школа отличается от других российских вузов и некоторых зарубежных школ дизайна объяснила Галина Толмачёва, заведующая кафедрой «Дизайн Костюма» Института дизайна и технологий Омского Государственного Технического Университета. А выпускники школы и дизайнеры собственных марок Мила Берилло, Григорий Коробейников, Виктория Ким, Юлия Русинова и Егор Гализдра рассказали о специфике обучения, любимых преподавателях и о том, как складывается их карьера после окончания обучения.


Преподаватели


Омская школа дизайна была основана в 1977 году и даже сейчас основной состав преподавателей – это первые выпускники. Помимо известной кафедры «Дизайн Костюма», в школе существует довольно редкая для российских вузов специализация «Дизайн трикотажных изделий». Авторские курсы посвящены дизайн-проектированию и его креативным методам, пластическому моделированию, макетированию и текстильному дизайну.

«Омская школа дизайна стала узнаваемым брендом за счет гармоничного сочетания креатива и функциональности, мастерства исполнения, продуманности во всем, – рассказывает Галина Толмачёва, заведующая кафедрой «Дизайн Костюма». – Думаю, что самое важное – это наши преподаватели: если бы они не хотели учиться у всех и везде, не было бы тех уникальных методик и взаимосвязи всех циклов обучения. Без активного участия преподавателей не было бы конкурсов, выставок, фестивалей, а значит не было бы у студентов ни мотивации, ни того особого опыта, благодаря которому выпускников нашей школы так охотно берут на работу.


Людмила Берилло
дизайнер марки Mila Berillo
Омская школа дизайна дает фундаментальную теоретическую базу: конструирование, технология швейных изделий, принципы проектирования и дизайна, история костюма и многое другое. Сейчас ко мне на практику часто приходят студенты из разных учебных заведений, и такую четкую, методичную и выработанную систему и правила композиции и проектирования костюма, как в Омске, практически никто из них не получает.



Korobeynikov resort 2016

Григорий Коробейников
дизайнер марки Korobeynikov
Самое главное в Омской школе дизайна – это преподаватели. Галина Васильевна Толмачева, Марина Рафаиловна Тимофеева всегда держали нас в курсе событий, происходящих в модной индустрии. Марина Рафаиловна – тот человек, который общается со многими московскими и зарубежными профессионалами, постоянно держит связь со студентами и выпускниками, и поэтому многим из нас помогла найти работу или попасть на стажировку. Большинство учебных заведений в России делает упор на теорию, а в Омской школе кроме сильной теоретической базы, мы получили представление о том, как устроена индустрия.

Участие студентов в российских и зарубежных конкурсах для начинающих дизайнеров – одно из тех направлений, над которыми работает преподавательский состав школы. Собственный конкурс «Формула моды: Восток-Запад» школа начала проводить в 1997 году, первым председателем жюри был историк моды Александр Васильев. За последние шесть лет из внутреннего события для студентов конкурс перерос в международное мероприятие. В рамках «Формулы моды» ежегодно проходят лекции и мастер-классы преподавателей школы и приглашенных экспертов.

Галина Толмачёва отмечает, что сейчас в российской модной индустрии происходят серьезные изменения: «участников первых недель моды можно было пересчитать по пальцам, а сейчас многим нравится покупать вещи российских дизайнеров, и дело не только в патриотизме: вырос и значительно расширился профессиональный уровень участников модного процесса. Я думаю, что немалую роль в этом играют конкурсы молодых дизайнеров, такие, как «Русский силуэт», «Адмиралтейская игла», «Подиум» в Ростове, наша «Формула моды: Восток-Запад».




V/Kim

Вика Ким
дизайнер марки V/Kim
Уже с первых семестров мы участвовали в конкурсах и выполняли вещи в материале, хотя во многих других вузах это происходит только к третьему-четвертому курсу. Получается, что у нас было гораздо больше возможностей подготовиться к защите диплома. За это время мы успели попробовать себя в разных направлениях и проектах. И с самого начала обучения преподаватели обращали наше внимание на прикладные моменты в разработке костюма.

Система образования


Самое частое обвинение, которое можно услышать в адрес российской системы образования – это оторванность от реальных процессов, происходящих в модной индустрии, упор на дисциплины, связанные с рисунком, живописью и полное отсутствие программ, связанных с практическими аспектами построения бренда.

Галина Толмачёва объясняет, что такой подход во многом связан с тем, что система образования в стране сложилась еще в 20-е годы прошлого века и ее основателями были художники. Именно поэтому в наших вузах считается, что «ты должен хорошо рисовать натюрморт, а дальнейшее приложится». «Мы были в некоторых школах моды во Франции, Англии, Германии, и наши выпускники, обучающиеся там, делились своими впечатлениями, – рассказывает Галина Толмачёва. – Индустрия моды этих стран нацелена на поиск нового, постоянное движение вперед, поэтому и обучение ориентировано в основном на развитие уникальной творческой составляющей. Если сравнивать образовательные программы в нашей стране с зарубежными, то пересечений довольно много, но российская система совмещает два принципа в подходах к образовательному процессу: развитие креативности и развитие рациональности. Вооружая студента инструментарием проектирования, мы его социально защищаем – наши выпускники работают и добились успеха не только в моделировании, но и в дизайне интерьеров, графическом дизайне, организации собственных марок и многих других сферах».




Egor Galizdra fw 2013/2014

Егор Гализдра
дизайнер марки Egor Galizdra
Грамотно обращаться с творческими источниками, экономить идеи, расширять объем внимания – таким вещам нас учили. Без этих навыков не сможет работать современный креативный директор. И я даже не говорю про обучение «банальным» вещам вроде рисования фасонов, материаловедения или, например, истории искусства и дизайна: такие дисциплины преподают везде, но сегодня этого недостаточно. Омская школа дизайна учит думать другими категориями. Из нас воспитали «универсальных солдат», вложили знания, которые выходят далеко за рамки дизайна одежды.

Людмила Берилло
дизайнер марки Mila Berillo
Признаюсь, что в Омской школе дизайна я не нашла единомышленников среди преподавателей. Но как раз эти нелегкие отношения толкнули меня пройти обучение в Central Saint Martins College. В CSM не дают таких подробных принципов «конструктивизма», как в Омске, но обучают дизайну эмпирическим путем. Спросите любого студента Омской школы о творческом источнике его коллекции. Это будет либо какой-нибудь художник, либо исторический костюм, либо природа – неизменная троица. В Лондоне учат синтезировать, экспериментировать, наблюдать, находить источник в реальной жизни, а не в переработанной уже кем-то информации.

Вика Ким
дизайнер марки V/Kim
На самом деле, пока живешь в России, не очень-то ценишь свое образование. Перелом в моем сознании произошел во время учебы в Италии: когда нам читали лекции по истории костюма, истории искусств, я постоянно ловила себя на мысли, что большая часть материала мне уже знакома. В конце обучения у нас было что-то вроде аттестации и нам давали задание – так вот за его выполнение я получила самые высокие оценки, не прикладывая особых усилий. Итальянские преподаватели были удивлены, что студент из маленького российского города так легко отвечает на их вопросы.

Интеграция в индустрию


При всей известности Омской школы дизайна громких имен местных выпускников в индустрии не так много. Большая часть дизайнеров, получив образование, начинает сотрудничать с известными брендами, кто-то – работает над развитием собственной марки или находит себя в смежных специальностях. Уровень образования, постоянное участие в конкурсах, стажировки, работа над проектами различной направленности позволяет омским дизайнерам реализовать себя в сегментах от масс-маркета до люкса.


Григорий Коробейников
дизайнер марки Korobeynikov
Во время учебы на третьем курсе я победил в конкурсе «Формула моды» и попал на стажировку в компанию Saga Furs, которая производит и поставляет меха для Gucci, Versace, Ulyana Sergeenko. В том же году я стажировался в модном доме Ульяны Сергеенко. После окончания учебы я год проработал в омской масс-маркет компании по производству курток и пуховиков. За это время я успел сделать сайт, интернет-магазин, отшил первую коллекцию на местном производстве и переехал в Москву. Здесь я какое-то время проработал дизайнером в Black Star, а затем меня пригласили в Ulyana Sergeenko. Сейчас я веду линию demi couture – это коммерческая составляющая модного дома. Параллельно я занимаюсь выпуском коллекций под собственной маркой Korobeynikov.



Mila Berillo campaign april 2017

Людмила Берилло
дизайнер марки Mila Berillo
Из Омской школы выходят замечательные и «жизнеспособные» дизайнеры. Но есть один факт: преподаватели твердят, что мы нужны и востребованы уже только благодаря своему «уникальному» мышлению. На самом деле, выпускник еще не профессионал. Профессионализм складывается благодаря ремесленным качествам, практическому опыту, постоянному желанию развиваться и вовлеченности в мировую индустрию моды.
Запустить свой бренд несложно, гораздо сложнее поддерживать его и сохранять интерес аудитории.

«Мы постоянно общаемся со своими учениками и знаем, что многие из них работают у известных российских дизайнеров, кто-то организовал и успешно развивает собственное производство, – говорит Галина Толмачёва. – Я не изучала вопрос востребованности наших дизайнеров за рубежом, но точно могу сказать, что выпускники кафедры работают в Китае, Вьетнаме, ОАЭ, Франции, Англии, Швейцарии. Меня больше волнует, чтобы они работали у нас, в России, и чтобы им повезло встретить инвестора – мы ведь понимаем, что без серьезных вложений, занимаясь «пошивом на коленке», не добиться узнаваемости имени, как бы ни был талантлив выпускник».


Вика Ким
дизайнер марки V/Kim
Я окончила кафедру «Дизайн Костюма» в прошлом году. На последнем курсе переехала в Москву и заканчивала обучение уже дистанционно – за год успела пройти стажировку у Тиграна Аветисяна и поработать в масс-маркет компании. Эта работа дала мне навык в проектировании коммерческих вещей: у меня никогда не было задачи делать коммерческие коллекции, но, думаю, что подобные стажировки и практики помогают понять, в каком направлении двигаться дальше. Сейчас я живу в Сеуле и в дальнейшем планирую работать над своей маркой именно здесь. В Азии модная индустрия хорошо развита и в плане материалов, и с точки зрения производства.



Julia Rusinova, коллекция «Земляничный дождь»

Юлия Русинова
дизайнер марки Julia Rusinova
Базовые знания построения костюма и создания ручных техник я получила в Колледже русской культуры в Сургуте. Благодаря Омской школе я сделала большой шаг в профессиональном развитии, была номинирована и стала лауреатом различных региональных и международных конкурсов. Мне посчастливилось побывать на стажировках в Мюнхене, в модном доме Татьяны Парфеновой, в дизайнерском центре Saga Furs. Сейчас я переехала в Москву и продолжаю работать над развитием собственной марки.

Егор Гализдра
дизайнер марки Egor Galizdra
Сейчас я руковожу отделом рекламы в fashion-компании, где вижу, как в России работает люксовый сегмент. И для меня лучшее время для серьезного запуска марки пока не наступило, хотя есть стабильный спрос на частные заказы.


Комментарии

Читать на эту тему

Реклама