Особенности производства денима в Китае и странах Южной Азии
  • 13.10.17
  • 14025

Особенности производства денима в Китае и странах Южной Азии

Деним является одним из самых продаваемых материалов в мире. При этом, около 70% всего мирового денима производится в Китае. А в последнее время большой популярностью у заказчиков пользуются фабрики Бангладеша, Пакистана и Индии. Мы решили разобраться, в чем особенности китайских производств, а также какие преимущества и недостатки есть у фабрик Южной Азии. В этом нам помогли производственный дизайнер Concept Group Дина Каннингхем, основатель московской марки Plan B Владимир Янушкевич и основательница китайского sustainable-проекта UseDem Ксения Сидоренко.


Изначальная денимная ткань – плотный материал, производящийся из хлопка без всяческих примесей. Такая ткань служит долго и у нее неровная текстура, напоминающая о традиционных ремеслах. Такой деним называется селвидж и сейчас изготовляется в основном в Японии и Италии. В России культуру селвидж-денима продвигают единицы. Например, московская марка Plan B.


Владимир Янушкевич
основатель марки Plan B
Концепция бренда Plan B только формировалась, но я уже понимал, что качественный деним «на расстоянии вытянутой руки» будет сложно найти. В Москве это преимущественно индийский и пакистанский деним, ни о каком итальянском или, тем более, японском и речи не шло. Для отработки базовых лекал и изготовления образцов мне хватило и этого, но для пошива первой партии джинсов Plan B мне требовался совсем иной материал.

Я решил потратить время и силы на то, чтобы самостоятельно привезти из Италии и Японии в Россию тот деним, в котором буду уверен. В Италии самый лучший производитель – Candiani, мне и выбирать не пришлось. С Японией было сложнее – они тяжело идут на контакт, в большинстве случаев работают через агентов в той же Италии или Германии, поэтому напрямую удалось договориться только с крупнейшим производителем – компанией Kaihara.

При всех качественных преимуществах селвидж-денима, сегодня его не выбирает большинство марок джинсовой одежды из-за дороговизны и сроков производства – он до сих пор изготавливается по классическим технологиям на станках старого образца. К тому же эта ткань достаточно груба и не подходит для изделий, требующих большей податливости и гибкости материала. Этим ценовым и качественным требованиям отвечает деним из смеси хлопка и полиэстера, вискозы или эластана. Несмотря на то, что такие добавки (особенно эластан) сокращают срок службы материала, он наиболее популярен сегодня, потому что его можно произвести быстро и недорого, а также он имеет огромное количество вариаций плотности, текстур и гибкости. Области производства такого денима – Китай и развивающиеся азиатские страны: Бангладеш, Пакистан, Индия.


Дина Каннингхем
производственный дизайнер Concept Group
Говоря о дениме, мы подразумеваем ткань саржевого переплетения с окрашенными нитями основы и неокрашенными нитями утка. Если вы работаете в fast fashion сегменте, у вас, скорее всего, нет времени на классическое производство денима, когда пряжу сначала красят, а потом из нее плетут полотно. Поэтому китайский производитель всегда может предложить ускоренный аналог производства. Например, вам могут полностью окрасить суровую ткань в индиго, а затем стирками добьются нужного цвета и эффекта. Рецептуры стирок обычно являются интеллектуальной собственностью компаний и держатся в секрете, поэтому на разных фабриках вы никогда не получите одного результата при одном и том же запросе.




Владимир Янушкевич
основатель московской марки денима Plan B
Азиатский деним простой и слишком ровный, без «изюминки» – в нем отсутствует очарование первобытного «домотканого» настоящего денима. А в джинсовой ткани мелкие шероховатости как раз и формируют характер продукта. В Индии и Пакистане никто даже не слышал о селвидже – безусловном атрибуте деним-культуры. К тому же, окраска нитей этого материала ведется по дешевой технологии вертикального крашения. Таким способом можно прокрашивать нить полностью до самой сердцевины, что практически исключает так называемый фейдинг – процесс вынашивания джинсов, в результате которого появляются потертости и заломы.

В китайской провинции Гуандан по разным данным производят от 60 до 80% всего мирового денима. Производства сконцентрированы в таких городах, как Синьтан, Цзюнань, Даюн, Мачун. В общем, выбор фабрик огромный, и большинство из них может производить материал различного качества в зависимости от запросов клиента.

Цены в Китае конкурентоспособны и производители могут предоставить достаточно качественный продукт. Например, на сайте компании Prosperity, одного из ведущих производителей денима в стране, можно найти и адреса производств, и примеры работ, и сертификаты качества. Кстати, при выборе производства профессионалы советуют в первую очередь обращать внимание как раз на эти сертификаты.


Ксения Сидоренко
основатель марки рюкзаков из текстильных отходов UseDem (Китай)
Прежде всего, нужно изучить лицензии фабрики. Я говорю о лицензиях эко-структур типа ISA и так далее. В общем, самое главное для фабрики быть лицензионной. Но тут есть и обратная сторона: фабрики получают лицензию раз в год, а все остальное время их деятельность не контролируют.

При всех преимуществах китайских фабрик, последнее время серьезную конкуренцию им составляют производства Бангладеша, Пакистана и Индии. Все потому, что в Китае начали расти цены, и в развивающихся азиатских странах стало дешевле производить тот же самый продукт. Однако эти производства все равно немного отстают от китайских в плане знаний, опыта и технологий. Еще один нюанс – китайским производителям денима доступно большее количество пряжи с точки зрения состава. Там кроме чистого хлопка есть много смесовых тканей. В Бангладеше, Пакистане и Индии можно найти, в основном, ассортимент материалов из хлопка.





Еще одной проблемой производств Бангладеша, Пакистана и Индии является то, что там не возьмутся за небольшие заказы, в отличие от китайских фабрик.


Ксения Сидоренко
основатель марки рюкзаков из текстильных отходов UseDem (Китай)
Я считаю, что пакистанцы делают джинсы намного лучше, чем китайцы. Однако, на фабриках Пакистана, Бангладеша и Индии выполняют только очень крупные заказы. За тысячу единиц они браться не будут. К тому же, они довольно долго отшивают тиражи, поэтому делать заказ нужно сильно заранее, чуть ли ни за год. А в Китае заказы выполняют быстро, в том числе и небольшими партиями, – могут сделать и тысячу единиц, и даже меньше. Им главное взять заказ: сейчас в стране платежеспособность и спрос снизились, и многие фабрики из-за этого закрылись.

При всех экономических преимуществах работы с азиатскими фабриками не стоит забывать, что производство денима – одно из самых энергозатратных и загрязняющих окружающую среду. Все дело в химических красителях и стирках с применением хлорсодержащих веществ, которые влияют на экологическую ситуацию в провинции Гуандун не лучшим образом: в канализацию сливается огромное количество химических отходов производства.


Дина Каннингхем
производственный дизайнер Concept Group
В Гуандуне существует серьезная проблема – уровень загрязненности окружающей среды там очень высок. На мой взгляд, дизайнеры, как никто другой, могут изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Например, если дизайнеру необходим финальный результат, который включает в себя процесс отбеливания, то его можно сделать и без хлорсодержащих веществ. Это более дорогостоящая процедура, но ее негативный эффект на окружающую среду намного ниже. Или, например, можно уменьшить длительность стирки. Изделие будет выглядеть немного темнее, но тем самым вы уменьшите количество попадания вымытой краски и моющих средств в местные водоемы. Также всегда можно использовать энзимную стирку. При ней вы скорее всего увеличите временные затраты, но это будет экологичнее. И рациональность выбранного производства может быть удачным маркетинговым ходом – многие дизайнеры добавляют какие-то специальные маркировки, например «При производстве данного изделия было затрачено меньше воды». Но в России, к сожалению, потребители мало осведомлены о негативном влиянии производства денима на окружающую среду. И это во многом связано с тем, что мы привыкли, в первую очередь, гнаться за трендами, а о проблемах экологии мало кто задумывается.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама