Перепродажа или ресейл товаров люксовых модных брендов – пожалуй, одно из самых интересных направлений ритейла сегодня. На Западе и, к примеру, в Японии на такого рода проекты действительно огромный спрос, так как все давно поняли, что в мире производят слишком много одежды, а переплачивать огромные деньги исключительно за бренд нелогично. В России же, несмотря на более чем двадцатилетнюю историю секонд-хендов и винтажных магазинов, проектов, занимающихся перепродажей люкса не так уж и много, а интересных – и того меньше.
Самым сильным московским проектом является онлайн-магазин Second Friend Store, который успешно перепродает вещи именитых дизайнеров уже семь лет. В Петербурге эту нишу занял открывшийся около двух лет назад Pif Paf Supershop, торгующий исключительно концептуальными брендами. Мы поговорили с основателями двух этих магазинов о том, как и зачем в России торговать подержанным люксом, а также готовы ли россияне к этичному потреблению.
Second Friend Store (Москва)
Анна Любан,
основатель проекта Second Friend Store
Анна Любан – спикер Форума BE IN OPEN 2018. Она рассказала о том, как ресейл стал новым рынком сбыта в кризис. Купить доступ к платформе COURSE BE IN OPEN, на которой размещены видеозаписи всех лекций и мастер-классов Форума, можно здесь.
Second Friend Store был запущен в 2011 году сразу же в формате онлайн. Мы стали первопроходцами в этом направлении – тогда на российском рынке еще не было ничего подобного. Сначала мы запустили только женский раздел, для которого собрали свои вещи и вещи друзей и знакомых. Проект при запуске получил большой отклик – про нас написали все ведущие издания. Мы практически сразу распродали всё, что было и получили огромное количество заявок на сдачу вещей. И вот мы уже семь лет на рынке.
Были ли западные проекты, модель которых вас вдохновила?
Нет, идея появилась просто сама по себе. У меня и моих друзей скопилось много брендовых вещей, которые не носились. И как-то в процессе обычной дружеской болтовни встал вопрос, куда всё это деть. Ко всему прочему те комиссионные магазины, которые были тогда в Москве, совершенно не удовлетворяли запросам современных модниц. Спустя пару лет, когда мы начали активно развиваться и изучать конкурентный рынок за рубежом, узнали, что, конечно же, там тоже есть подобные проекты.
Какая команда работает сейчас над проектом?
У нас в офисе каждый день трудятся 13 человек. Но разработка сайта, дизайн, маркетинг – на аутсорсе. В штат входит только бэк-офис: приемщики, фотограф, продюсер съемок, контент-менеджер, бухгалтер, менеджеры, продавцы.
Как происходит процесс проверки подлинности вещей?
Отдельного специалиста у нас нет. Но мы сотрудничаем с брендами, иногда обращаемся к ЦУМу, также у нас есть клиенты, которые очень хорошо разбираются в брендах. У самих у нас тоже за семь лет работы сложился большой опыт в этом деле – мы сталкивались с подделками неоднократно. И у нас были неприятные ситуации с покупателями, которые предъявляли претензии по этому вопросу. Поэтому сейчас, если у нас есть подозрения, мы отправляем вещи на проверку. Например, мы неоднократно обращались за помощью к группе в Facebook «Authentic». Часто мы обращаемся напрямую к брендам. Мы не раз писали, к примеру, и в Saint Laurent, и в Isabel Marant. И мировые бренды зачастую отвечают.
«»
В нашей стране на данном этапе в первую очередь движет желание купить что-то хорошее подешевле. Люди устали от синтетики, от вещей «до первой стирки» и те, кто покупает подержанные товары люкс, в первую очередь платят за качество. И в последнюю очередь они думают об экологии. Думаю, что это общее состояние нашего общества. Мы пока еще не дозрели до этого.
По каким критериям вы формируете цену на вещь?
Все зависит от сезонности, состояния вещи, актуальности и категории товара – сумки и верхняя одежда самые дорогие. Мы стараемся назначать такие цены, чтобы они были конкуренты с рынком масс-маркета. Конечно, это касается не всех предметов товара люкс. К примеру, сумки Chanel, даже бывшие в употреблении, не могут стоить так же, как и сумки масс-маркет бренда.
Мы учитываем пожелания продавца, но всегда стараемся ссылаться на свой опыт. В среднем наша комиссия составляет 40%. Но у нас прогрессивная шкала наценки – чем дороже вещь, тем комиссия ниже и наоборот. И есть строгое правило, что вещь не должна стоить дороже, чем она стоила на распродаже с 70-процентной скидкой. Если вещь стоила 100 тысяч, а на сейле дошла до 30, у нас она будет стоить 15-20 тысяч, не больше.
Какие бренды сегодня лучше продаются, а какие хуже?
Сейчас такие бренды как Comme Des Garcons, Ann Demeulemeester, Rick Owens, Maison Margiela, стали хуже продаваться в Москве. Но сдают их много, и даже за последнее время прием этих вещей увеличился. В то же время спрос на эти бренды в регионах вырос по сравнению с прошлыми годами. Думаю, это связано с тем, что модные тенденции приходят в регионы с опозданием.
Мы сейчас больше нацелены на прием таких брендов как Balenciaga, Gucci и Vetements, так как общемировые модные тренды нам не чужды. У нас, например, есть на сайте услуга бронирования, и если появляется какая-то вещь одного из этих брендов, на нее сразу образуется очередь.
Интересный факт, что самый продаваемый бренд у нас – Max Mara, хотя он не является для нас приоритетным. Его очень много на рынке. Соответственно, мы принимаем много вещей этого бренда.
А какой процент продаж у вас в регионах?
80 процентов продаж у нас в Москве, на Питер приходится процентов 15 и 5 – на регионы. Но мы сейчас работаем над этим показателем. У нас раньше в регионах не было услуги примерки. Нужно было делать стопроцентную предоплату. Конечно, это отталкивает, потому что вещи комиссионные. А возврат у нас запрещен по правилам комиссионной торговли. Мы очень долго искали курьерскую службу, нашли и теперь у нас есть примерка в регионах. Нам это накладно, но за счет этого процент продаж начал расти. Особенно активны у нас Нижний Новгород, Краснодар, Екатеринбург.
Как вы думаете, насколько у вашей аудитории сформированы представления об устойчивой моде, об этичном потреблении?
В России стало появляться очень много проектов, которые занимаются приемом вещей на переработку, очень много проектов, которые, как и мы, перепродают вещи. Но это с точки зрения предложения. С точки зрения спроса я думаю, что в нашей стране на данном этапе в первую очередь движет желание купить что-то хорошее подешевле. Люди устали от синтетики, от вещей «до первой стирки» и те, кто покупает подержанные товары люкс, в первую очередь платят за качество. Они за эти деньги в той же самой Zara не купят вещь такого качества. И в последнюю очередь они думают об экологии. Их это мало волнует. Думаю, что это общее состояние нашего общества. Мы пока еще не дозрели до этого.
Pif Paf Supershop (Санкт-Петербург)
Светлана Бекасова,
основатель проекта Pif Paf Supershop
Магазин появился на базе бара Pif Paf. Как возникла идея его открыть?
Бар Pif Paf открылся около четырех лет назад. Рядом с ним был магазин, который съехал два года назад. И мы сразу же заняли это помещение, ни минуты не сомневаясь. Мы понимали, что это будет магазин одежды. Это было логично – я около 20 лет занималась организацией фэшн-съемок, работала в журналах, то есть на российский глянец изрядно потрудилась. А главным нашим источником вдохновения стал знаменитый панк-магазин Вивьен Вествуд Sex. Этот проект из 70-х близок нам по духу, как и его создательница – мы тоже делаем выставки, поддерживаем молодых дизайнеров и художников, делаем с ними коллаборации.
Мы всегда любили авангардные бренды, в первую очередь, японцев и бельгийцев. А цена на них всегда была высокой. Поэтому естественным решением было открыть комиссионный магазин, в котором будет продаваться то же, что и, к примеру, в ДЛТ или в «День и Ночь», но за небольшие деньги. У нас нет вообще никакого пиетета перед вещами. Это просто вещи, они помогают жить и делать себя красивыми, чувствовать себя уверенно. Только это мы и проповедуем. К примеру, себе я принципиально не покупаю одежду дороже 5 000 рублей.
Какие бренды у вас представлены, а какие вы никогда не будете продавать?
На сегодняшний момент в магазине несколько тысяч единиц одежды. И это всё супербренды - Ann Demeulemeester, Rick Owens, Comme des Garcons, Yohji Yamamoto и другие. Концептуальные бренды – это основа нашей коллекции, её 80%. Остальные 20% – это Balenciaga, Gucci и другие актуальные сегодня бренды. Мы совсем не берем марки категории All Saints и Cos. Это уже масс-маркет, который можно купить и без нашей помощи.
По каким критериям вы выбираете одежду для магазина и как определяете оригинальность вещи?
У нас очень маленькое помещение, а предложений очень много, поэтому мы строго выбираем одежду. Во-первых, она должна быть интересной по дизайну, во-вторых – совпадать по бренду, потому что у нас представлена определенная линейка. Что касается определения подделки, то мы берем такие бренды, которые сложно подделать. Всегда по материалам и крою видно, что это оригинал.
«»
В России многие просто брезгуют покупать ношеные вещи. Бывает, что к нам заходят иностранцы. У них нет этой брезгливости, там другое восприятие. Они просто видят, что это аутлет, что это прошлые сезоны, но вещи актуальные, крутые и очень дешевые. К тому же, идея перепродажи вещей очень популярна сейчас на Западе. Там понимают, что в мире производится слишком много одежды. А российского потребителя еще надо воспитывать
Какая команда работает над проектом?
Pif Paf – это единый организм, поэтому управляющий баром также занимается и экономикой магазина. Я руковожу проектом в качестве директора и при этом часто лично занимаюсь приемкой вещей – 80% людей, которые приносят к нам одежду на комиссию – это селебрити, известные люди города, с которыми нужно очень деликатно общаться. А вообще у нас три продавца-стилиста, которые занимаются приемкой и общаются с нашими покупателями.
Очень важно – мы не просто магазин «купи-продай». Одна из главных целей нашего проекта – просветительская. Когда к нам заходят люди с улицы, мы рассказываем им про дизайнеров, про культуру этичного потребления, даем какие-то советы по стилю. И это все происходит в дружеской обстановке. При этом, случайных посетителей у нас немного. У нас репутация магазина для своих. И мы вот так на сарафанном радио и живем. Может это и хорошо.
Влияет ли экономическая ситуация в стране на ваш бизнес? И в какую сторону?
Проект стартовал успешно. Мы отбились в первый же месяц и до сих пор идём ровно. Сейчас говорят о кризисе в ресейле, потому что масс-маркет бренды стали продавать одежду по ценам ниже, чем в «секонд-хэндах». А мы не попадаем в эту категорию, потому что продаем премиальные и люксовые бренды. Наша комиссия – 50% к стоимости. И еще есть один момент – сейчас, учитывая курс рубля, взвинтили цены все магазины, которые закупают одежду под реализацию в евро. А мы можем занижать цены вообще до минимальной стоимости – у нас 1500 рублей за блузку Prada – это обычное дело.
Как вы считаете, готовы ли в России к этичному потреблению?
К сожалению, нет. В России многие просто брезгуют покупать ношеные вещи. Бывает, что к нам заходят иностранцы. У них нет этой брезгливости, там другое восприятие. Они просто видят, что это аутлет, что это прошлые сезоны, но вещи актуальные, крутые и очень дешевые. К тому же, идея перепродажи вещей очень популярна сейчас на Западе. Там понимают, что в мире производится слишком много одежды, что люди не способны все это сносить. Для нас осознанное потребление и бережное отношение к одежде – это принципиальная позиция и месседж, который мы декларируем. И российского потребителя еще надо воспитывать. Мы этим, в свою очередь, занимаемся.
База знаний индустрии моды на Форуме Beinopen
forum.beinopen.ru – это как Форум новой модной индустрии, только онлайн. С 2015 года каждое лето мы, Beinopen, собираем фэшн-деятелей со всей страны на одной площадке. Теперь можно не расставаться, будучи далеко друг от друга.
Комментарии