Насколько кризис внутреннего потребления бьет по малому бизнесу? Что сейчас лучше работает – стрит ритейл или торговые центры? Почему начинать свой бизнес сегодня сложнее, чем в кризис трехлетней давности? На эти темы рассуждают представители малого фэшн-бизнеса Санкт-Петербурга – Алексей Анисимов, руководитель ТО «КультуРРа» (бренды «Соня Мармеладова» и Bondarev), и Дмитрий Тимуршин, основатель проекта Freedom Team (Freedom Store, «Среда»).
Алексей Анисимов,
Руководитель ТО «КультуРРа» («Соня Мармеладова», Bondarev)
«Традиционно в рознице на осенний и весенний сезоны приходится пик покупательской активности, когда происходит смена гардероба. Самый «кэшевый» период ‒ это первые холода, потому что люди идут покупать верхнюю одежду, которая дороже, чем, скажем, юбка и майка. То есть конец сентября, когда начинается климатическая смена сезона, дает основную выручку рознице. Первая смена сезона с лета на осень несет потенциал в дорогих продажах, весной продаются легкие вещи, которые стоят дешевле. Только за последние пять-шесть лет, когда вступила в силу традиция распродаж, сложилось четыре сезона: весна, летняя распродажа, осень, зимняя распродажа. «Экстра сезон» ‒ это новогодние 20 дней до и чуть после, когда люди бегут покупать вещи со скидками.
За последние два года сломалась система весенних и осенних сезонов. Падение уровня продаж началось еще в 2016 году. Оно было постепенным, но к концу года мы подошли с чудовищными финансовыми показателями. Так как это был системный вектор на снижение продаж, то в начале 2017 года мы сделали для себя первые негативные выводы по магазину, предположив, что возможно уже исчерпан лимит стритритейла как такового. Ведь с рынка всегда в первую очередь уходят те, у кого маленький ассортимент и высокие цены. А наш ассортимент обеспечивает достаточно широкий спрос и сказать, что у нас слишком высокие цены, тоже нельзя. Но продажи продолжали падать.
Мы подумали, что возможны две причины падения продаж: общее снижение желания покупать и стритритейл-локация. Поскольку торговые центры тогда начали «отжимать» объем розницы, мы задумались о переносе магазина. Но, как это ни странно, в апреле мы вдруг сделали выручку декабря, а июнь-июль показывали продажи выше, чем в предыдущие два года. Мы расслабились и предположили, что все круто. А когда с середины сентября началось первое легкое похолодание, продажи встали полностью. Оказалось, что весенне-летний спрос был вызван притоком туристов. В декабре 2017 года розничные продажи просели на 40% по сравнению с прошлым годом. Характерно, что основные продажи за декабрь не имели никакого отношения к праздничному ассортименту: у нас много нарядных вещей, но при этом люди покупают водолазки.
«»
О кризисе внутреннего потребления говорит и то, что к Новому году город украсили уже в ноябре. Это такое искусственное создание праздничного настроения, в котором активно участвуют и ритейлеры
В первую очередь, нужно смотреть по сторонам и наблюдать за происходящим вокруг. Если летом на Невском толпа и очередь на пешеходный переход, то осенью и зимой на главной улице города почти нет людей и полупустые общепиты. Пока город наполнен туристами, здесь есть какая-то активность. Получается, что внутреннее потребление очень низкое ‒ мы слишком сильно перепрофилировались на обслуживание гостей города.
Мои знакомые, которые занимаются посуточной сдачей жилья через Booking и Airbnb, были вынуждены перед Новым годом снизить цены до уровня летних, хотя обычно в праздники стандартный тариф наоборот умножают на четыре. Но даже по такой цене жилье никто не снял ‒ внутренний туризм, скачок которого произошел в 2014-2016 году, сейчас фактически отсутствует.
О кризисе внутреннего потребления говорит и то, что к Новому году город украсили уже в ноябре. Это такое искусственное создание праздничного настроения, в котором активно участвуют и ритейлеры. Если раньше предновогодний период был пиковым в плане продаж, и магазины не делали никаких скидок, то сейчас pre sale и pre New Year sale стартуют с середины ноября. Au pont rouge уже несколько сезонов подряд во всех своих новостях рассказывают только о скидках. И это очень показательный тренд ‒ попытки хоть как-то мотивировать покупательскую активность.
Если говорить о макротрендах, за последние два года переформатировался банковский сектор: крупные игроки внезапно вышли на рынок с розничными предложениями, призывающими население вносить депозиты в банки. Это значит, что у банков начинается дефицит ликвидности. Есть какое-то количество людей, которые накапливали средства на депозитных счетах под небольшие проценты на будущее, на квартиру, на старость. Когда случился первый кризис, население, привыкшее к определенному уровню жизни, потихоньку начало «проедать» свои депозиты. И у банков в 2017 году начались проблемы с депозитами населения: именно поэтому они вышли на рынок с предложениями типа «новогодний вклад под 8%». Таких депозитов никто никогда не предлагал ‒ для банка это высокий процент.
И второй тренд ‒ банки предлагают пакеты кредитования. В ноябре-декабре прошлого года реклама кредитов, которыми можно воспользоваться, чтобы отпраздновать Новый год, превысила количество товарных рекламных предложений.
«»
Если говорить о макротрендах, за последние два года переформатировался банковский сектор: крупные игроки внезапно вышли на рынок с розничными предложениями, призывающими население вносить депозиты в банки. Это значит, что у банков начинается дефицит ликвидности
Это показатели, которые демонстрируют финансовый кризис: у населения нет денег, внутреннее потребление отсутствует, банковский сектор страдает отсутствием ликвидности.
Мы предположили, что нужно вложиться в рекламу и, раз популярность стритритейла падает, начать развиваться в сфере электронной коммерции и найти покупателей в регионах. Мы пригласили специалиста, который помог нам настроить рекламу в «Яндекс», Google, «ВКонтакте», Facebook и Instagram. Продажи выросли, но этот рост был незначительным по сравнению с вложениями в рекламу. Сейчас я пытаюсь самостоятельно проанализировать все настройки рекламных кампаний и понять, какие там были ошибки. То, в чем я вижу единственный способ решения проблемы ‒ более качественно и грамотно организовать рекламное воздействие».
Алексей Анисимов – спикер Форума BE IN OPEN. Он поучаствовал в публичной беседе на тему «Кризис 2017-2018: социальные предпосылки и локальные факторы. Может ли быть хуже?». Купить доступ к платформе COURSE BE IN OPEN, на которой размещены видеозаписи всех лекций и мастер-классов Форума, можно здесь.
Дмитрий Тимуршин,
Основатель компании Freedom Team
«Сейчас покупательская активность снижается, и под это нужно подстраиваться. Определенным образом закончился кризис для торговых центров и там повышается стоимость аренды. Большая конкуренция началась за торговую недвижимость – в ТЦ начали образовываться очереди. Наш проект интересный, но показатели в декабре были не очень хорошие – после 10 января был сильный спад и в феврале. Мои коллеги и по fashion-бизнесу, и по другим отраслям, тоже говорят, что спад до сих пор происходит. Поэтому мы решили уйти из «Галереи» в другое наше пространство «Среда». То есть поступили как многие крупные игроки – сократили количество торговых точек и увеличили пространство.
Сегодня магазины запускают свои линейки одежды. Это логично – они отследили тренды в ассортименте, которые востребованы у потребителя и под этот ассортимент делают свои линии. Мы тоже сделали свою небольшую линию, но больше для отработки механики, чтобы учить дизайнеров напрямую заказывать на аутсорс у производств и чтобы у нас были достаточно интересные и доступные базовые вещи. Однако мы не делаем свою линейку основным наполнением магазина: концепция Freedom Store остается, мы продолжаем быть магазином российских дизайнеров, расширяемся и сейчас больше на генерации своего трафика.
«»
Хороший толчок для российских дизайнеров – это кризис, который случился 3-4 года назад. И тогда освободилась ниша. Кто успел ее занять – тот занял. Этого времени хватило и торговым комплексам, чтобы подстроиться под новые реалии, и среднему бизнесу, который тогда временно отошел, а сейчас возвращается и занимает свои ниши
Хороший толчок для российских дизайнеров – это кризис, который случился 3-4 года назад. И тогда освободилась ниша. Кто успел ее занять – тот занял. Этого времени хватило и торговым комплексам, чтобы подстроиться под новые реалии, и среднему бизнесу, который тогда временно отошел, а сейчас возвращается и занимает свои ниши. Есть бренды, которые уже успели развиться в свой нише, а есть те, кто еще не успел. Freedom Store традиционно был площадкой для новых брендов, таковой и останется. Это всегда будет способом напрямую достучаться до аудитории, получить прямой контакт.
Кризис сейчас касается не всех видов бизнеса. Для среднего бизнеса и торговых центров сейчас наоборот происходит выход из кризиса, так как у них есть заполняемость. От кризиса страдает малый бизнес, который не может напрямую конкурировать со средним.
Тем, кто начинает бизнес сейчас, сложнее, чем 3 года назад, потому что конкуренция на рынке заметно увеличилась. За это время марки, которые тогда начали, уже развились и стали достаточно сильными, чтобы открывать свои монобрендовые магазины. Новым будет посложнее в этом плане, но они могут учиться на опыте тех, кто развился в кризис. Сейчас покупатель готов покупать российское: для этого есть все каналы продаж, к тому же, есть магазины такого формата, как Freedom Store. Мы сами столкнулись с тем, что стало действительно меньше магазинов, куда можно физически сдать одежду. Но тут надо проверять онлайн-площадки, возможно, маркетплейсы. Нужно опять участвовать в маркетах, чтобы увидеть/услышать отдачу от покупателя. А возможно, и что-то поинтереснее – например, небольшой шоурум с хорошей подборкой. Мы сейчас пробуем такое сделать в формате Freedom pop-up».
База знаний индустрии моды на Форуме Beinopen
forum.beinopen.ru – это как Форум новой модной индустрии, только онлайн. С 2015 года каждое лето мы, Beinopen, собираем фэшн-деятелей со всей страны на одной площадке. Теперь можно не расставаться, будучи далеко друг от друга.
Комментарии