В середине ХХ столетия британский историк Джеймс Лавер в своем исследовании определил срок жизни тренда в индустрии моды – двадцать лет. Теория, получившая имя «Закон Лавера», сохраняла актуальность до конца столетия. Однако теперь все изменилось, рассуждает The Business of Fashion.
Чем быстрее становился темп жизни, тем больше такой подход обесценивался, а в последние десятилетия окончательно потерял смысл. В современном мире тенденции просто не способны существовать столь долго – сегодня они могут меняться до нескольких раз в год. Тренды теперь предстают в виде бесконечного потока лукбуков и съемок в различных изданиях и пабликах. Социальные сети могут в одночасье задать новую тенденцию и столь же быстро свести ее на нет. Так, например, случилось со знаменитым свитшотом Kenzo. Мгновенно ставший популярным, он столь же быстро растерял свою привлекательность – его просто стало слишком много.
Социальные сети повлияли и на другой тренд – заклепки, ставшие популярными благодаря Valentino. Никто не предполагал, что тенденция выйдет за пределы осенней коллекции 2012 года, но посетители недель моды и редакторы модных изданий позировали на фотографиях с сумками Valentino на протяжении восьми сезонов несмотря на то, что критики отзывались о заклепках, как о безвкусной и потерявшей актуальность детали. Благодаря социальным сетям тренд закрепился прочно.
Другой пример – ботинки Red Wing, которые переживали пик популярности четыре года назад на волне интереса к рабочей одежде. Уже спустя два года после этого эксперты прогнозировали спад, но промахнулись. Если судить по социальным сетям, то альтернатива тяжелым американским ботинкам пока не найдена. Эксперты оказались правы в другом – тренд на рабочую одежду быстро стал считаться пошлым и сгинул в небытие. В этом тоже прослеживается влияние медиа – социальные сети сравнительно быстро создали ощущение пресыщенности модой на workwear.
Желая быть гибкими и следовать тенденциям, бренды стремятся к постоянному выпуску новых вещей, все больше удаляясь от схемы производства коллекций дважды в год. Новости о новых релизах и коллаборациях появляются в социальных медиа ежедневно – столь огромный объем информации размывает понятие тренда как такового. Теперь гораздо сложнее отследить, где тенденция берет начало и где заканчивается. Чтобы вписаться в этот бешеный темп, бренды масс-маркета максимально сокращают сроки производства: Zara, к примеру, успевает разработать дизайн, отшить и доставить вещь в магазин всего за четырнадцать дней, а Topshop объявляет о новых релизах каждый день. Премиальным маркам в такой ситуации приходится гораздо сложнее – они привязаны к весенним и осенним показам, а сам процесс производства занимает гораздо больше времени, чем пресловутые две недели.
Так или иначе, индустрия моды и её потребители сейчас находятся на пороге абсолютно нового периода. Границы трендов размыты и, скорее всего, в течение ближайшего десятилетия мы столкнемся со смертью тенденций в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать.
Комментарии