Модный Петербург. Часть вторая 1940-2010
  • 13.10.10
  • 7661

Модный Петербург. Часть вторая 1940-2010

Продолжаем рассказ о модных точках Петербурга и Ленинграда: ресторан "Нева", бар "Сайгон", кафе "Лягушатник" и другие знаковые места в городе


1940-1960



Писатели и журналисты работали над ежемесячным литературным журналом «Нева» (редакция располагалась на Невском, 3), где публиковались Гранин, Берггольц, Солженицын, Стругацкие, Шолохов и другие: многие материалы, учитывая жесткую цензуру в стране, становились скандальными.

В этот период любовь к джазу не угасла: на больших площадках демонстрируются эстрадные программы, а молодые музыканты объединились вокруг клубов «Д-58», джаз-клуба, проработавшего в ДК им. Горького всего год, клуба песни «Восток», позже «Квадрата».

В организованный еще в 1932 году Союз композиторов (Большая Морская, 45) к началу войны входили уже десятки заслуженных и молодых музыкантов: Асафьев, Гладковский, Шостакович, Гольц, Дзержинский, Соловьев-Седой и другие. Союз композиторов проводил занятия в различных секциях и не закрывался даже во время блокады.

1960-1970

В 1960-х годах стиляги, которых теперь почему-то все представляют людьми, одетыми в пестрые и аляповатые костюмы, были похожи, скорее, на современных модников в потрясающих всех форм черных очках.

«Дом Кино» на Караванной открылся после реконструкции. В 1960 году здесь расположился кинематографический центр и Союз кинематографистов Ленинграда.
На Невском, 45 начало функционировать единственное в городе «Кафе-автомат». В 1961 году на месте ресторана «Квисисана» (Невский, 46 ) был открыт ресторан «Нева», который, наряду с кафе «Норд» (сейчас – «Север») вошел в первый в Ленинграде торговый комплекс. «Квисисана» и раньше была местом популярным, сюда заглядывали Сологуб, Блок, Чулков и многие литераторы, в 1910 году там появился автоматический буфет для студентов и небогатой интеллигенции, а во время блокады в «Квисисане» была организована столовая. Ресторан «Нева» стал местом, где проходили модные показы и ужинали располагавшие средствами совесткие граждане. Там же был экспресс-зал с крутящимся столом (созданный на манер стола в репинских «Пенатах»), за которым могли за свой короткий обеденный перерыв поесть работавшие неподалеку люди.

Модный Петербург. Модные точки

"Шикарные" рестораны, куда ходила обеспеченная публика, располагались в гостиницах – «Прибалтийской», «Ленинграде», «Октябрьской», «Коринтии» (раньше – «Балтийской»).

1970-1980

Наступившая эпоха застоя привела к тому, что массовая мода, как форма утверждения нового в обществе, перестала существовать. Тем не менее вольный дух шестидесятых привёл к возникновению андеграунда и очередного витка западничества. Приобщение к новым формам начиналось с прослушивания групп «Аквариум» и «Зоопарк» и похода к фарцовщикам за джинсами и очками-"авиаторами".

Ленинград. Семидесятые

На этом деньги, как правило, заканчивались. Зато появились квартирные концерты и групповые музыкально-алкогольные вылазки на свежий воздух, атмосфера которых напоминала о лагерях хиппи и зарубежных музыкальных фестивалях. Встречались и разговаривали теперь на европейский манер, за чашечкой кофе; правда, согласно традициям общепита того времени, чашечка чаще напоминала стакан.
Модный Петербург
В 1964 году на Невском, 49 при ресторане «Москва» открылось небольшое кафе «Сайгон», за короткий срок ставшее легендарным. Здесь, на углу Невского и Владимирского, на протяжении двадцати пяти лет собирались представители петербургского андеграунда и творческой интеллигенции. Среди них были Бродский, Довлатов, Гребенщиков, Шемякин, Цой и другие. «Сайгон» был известен своим "настоящим" кофе: в большинстве магазинов продавался в больших серебристых банках кофе из цикория по 2,20, а здесь можно было выпить настоящего. Чтобы он был покрепче, надо было произнести заклинание "маленький двойной". В конце XX-начале XXI века попытки воссоздать «Сайгон» предпринимались, но, как водится, ничего не вышло: главным здесь был не маленький двойной, а дух борьбы и сопротивления, а откуда бы ему теперь взяться?
В этот период еще одним неформальным центром творческой интеллигенции был Дом журналиста (Невский, 70). При Доме функционировало кафе, куда и приходили ленинградские литераторы. Ленинградских хиппи можно было встретить в садике напротив Казанского собора («на Казани») и, конечно, в «Сайгоне». Некоторое время, пока «Сайгон» был закрыт на ремонт, кофе и разговоры переместились на Стремянную, 11. Там работало кафе «Эльф», где тоже был человеческий на вкус кофе и пирожные.

1980-1990

В 1980 году открылся Ленинградский Дворец Молодежи на ул. Профессора Попова, 47: на церемонии открытия была организована вечеринка с танцами и первой бесцензурной выставкой объектов искусства. В это же время под чутким руководством властей в СССР начинает зарождаться "молодежное движение". Год спустя в рамках этого "движения" на Рубинштейна, 13 открылся легендарный «Ленинградский Рок-клуб», где организовывались рок-концерты и первый официально разрешенный рок-фестиваль. До закрытия клуба в 1990 году здесь выступали все классики русского рока: "Аквариум", "Алиса", "Телевизор", "Кино", "Гражданская оборона", "Ноль", "Пикник".
С 1981 по 1986 год на Шпалерной, 32/34 (ранее – ул. Войнова) работала галерея Тимура Новикова «Асса», где устраивались выставки, концерты, перформансы, театральные постановки. Участники выставок объединились в группу «Новые художники». Туда входили Тимур Новиков, Евгений Юфит, Сергей Бугаев-Африка, Олег Котельников, Евгений Козлов. В 1984 году в "Ассе" состоялся показ мод – художники демонстрировали костюмы собственного сочинения и одиозный макияж. Это было еще и представление единственного экземпляра журнала "Новые художники – новая мода". В интерьере галереи снимался один из эпизодов фильма "Асса" Сергея Соловьева.

В 1986 году начал работать клуб "НЧ/ВЧ" (на ул. Каляева, 5). Полное название клуба – "Музыкально-художественное любительское объединение "Низкие частоты / высокие частоты". Клуб объединял художников, рок-музыкантов, кинематографистов, театральных актеров и режиссеров. Здесь выступали группы и исполнители, еще не вошедшие в состав ленинградского рок-клуба – "Аукцыон", "Автоматические удовлетворители", "Ноль", Гарик Сукачев. В "НЧ/ВЧ" проводились художественные выставки, в которых активно участвовали некрореалисты Евгений Юфит и Олег Котельников, художник-нонкорформист Борис Кошелохов, основатель Новой Академии Изящных Искусств Тимур Новиков.
В 1988 году по инициативе Клуба друзей Маяковского "НЧ/ВЧ" провел выставку, посвященную 95-летию со дня рождения Маяковского. На территории "НЧ/ВЧ" проходили показы петербургского модельера Кирилла Миллера. Его театр моды "Лаборатория Экспериментального Моделирования" вызывал фурор у художественной и музыкальной публики.

На Кирочной, 8 в течение пяти лет (с 1985 по 1990) работал кинотеатр Госфильмофонда «Спартак» – центр петербургской киножизни. На закрытые кинопоказы собирались интеллектуалы и модники, а известный петербургский киновед Олег Ковалов перед каждым сеансом читал лекции об истории кинематографа.

В ресторанной жизни существовало несколько модных точек: кафетерий на территории только что открывшейся гостиницы «Прибалтийская» (Кораблестроителей, 14), оформленный по западному образцу. Зарубежный антураж привлекал, в основном, секретарей комсомольской организации, назначавших там свидания девушкам. Та же публика посещала ресторан «Тройка» на Загородном (на углу с переулком Джамбула): туда тоже приходили комсомольские работники и иностранные гости Ленинграда, за которыми охотились девушки легкого поведения. Запросто попасть в «Тройку» было невозможно: на входе приходилось платить "швейцару" от 5 до 10 рублей (при средней зарплате в 60 рублей). Для менее "элитной" публики существовал бар «Метрополь» на пересечении Садовой и переулка Крылова: на нескольких этажах заведения можно было послушать диско и поесть.


1990-2000

В 1990 году состоялась первая вечеринка «Танцпола» (Фонтанка, 145): устроенная в пустой, захваченной по собственному желанию квартире братьев Хаас. Она произвела фурор среди петербургской творческой молодежи. Интерьер задекорировали в стиле ночного клуба, музыку играли приглашенные диджеи из ближнего и дальнего зарубежья. Посещение «Танцпола» стало знаком принадлежности к творческим неформалам – сюда приходили танцевать и общаться художники, фотографы, композиторы, модели. Среди них были Сергей Бугаев-Африка, Ирена Куксенайте, Евгений Козлов, Тимур Новиков, Катя Беккер, Евгений Рудин (dj Грув) и многие другие.
В то же время в зале «Планетария» (Александровский парк, 4) устраивала танцевальные вечеринки первая в андеграундом мире группа электронной музыки – «Новые композиторы». Поначалу участники группы – Валерий Алахов и Игорь Веричев – писали музыкальное сопровождение к выставкам, проходившим в «Планетарии», а позже начали организовывать самостоятельные вечеринки с приглашенными диджеями.
В 1993 году открылся первый в Петербурге ночной клуб «Тоннель»(Любанский пер., 2), который ввел в моду техно и долгое время собирал на вечеринки петербургскую богему.
Спустя три года на Воронежской, 2 музыканты группы "Два самолета" открыли клуб «Грибоедов», где выступали "Колибри", "Tequilajazzz", "Кирпичи", "Ленинград", "Кровосток" и сотни других исполнителей и групп. Именно в этот клуб еще на заре его работы совершил грандиозный налет местный ОМОН. Клуб работает до сих пор.


А на Невском, 24, на месте работавшего до 1917 года кафе «Доменик», продолжал работать «Лягушатник», кафе-мороженое, открытое еще в семидесятых. Зеленая плюшевая обивка диванов и дала заведению такое странное название. Кроме мороженого и кофе-гляссе, в «Лягушатнике» подавали шампанское: в сети была найдена информация о том, кафе даже называли "бабьим баром" из-за этого напитка. В кафе было два зала: один работал в формате бистро, а второй больше походил на ресторан, где можно было задержаться надолго.

2000-2010

Тухловатое и безликое с точки зрения культовых мест, ресторанов и кафе десятилетие. Сотня ресторанов от больших и, конечно, великолепных холдингов, маленькие местечки вроде «Zoom» или «Фиделя», «Мод» и веселые проекты-однодневки: все это не дотягивает до громадины на десятилетия. Единственное место, которое можно назвать знаковым – Decadence. И того уж нет. Остается лишь ходить в пятницу вечером в «Публику» и наслаждаться новым меню с шотами, прекрасными светильниками и сияющим персоналом.

Кочующая Лошадка - финал эпохи Decadence

Начавшаяся с петербургских юнцов в черном и подключившая москвичей в золотистом серия вечеринок с измученными пони и их отвратительными хозяйками уже, вероятно, ничем и никого не удивит. Публика растет не по дням, а по часам: скоро все они перестанут быть стилистами, продадут фотоаппараты и пойдут в аспирантуру.

Лошадка. Фотография Анастасии Фёдоровой
Информацию собирали и записывали Елена Молозева и Юля Тупота.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама