Autland – страна, возникшая в музыкальных фантазиях композитора Сергея Невского. Женя Беркович, ученица Кирилла Серебренникова, придала этим фантазиям театрально-постановочную форму. Что из этого получилось, можно было увидеть на сцене проекта «Платформа»
«Люди конечные. Люди летают».
Из стихотворения Антона Харитонова,
мальчика, страдающего аутизмом
Справка
Аутизм – психическое расстройство, характеризующееся пониженной способностью к социальному взаимодействию. Для аутизма характерно сложное взаимодействие со средой, ограниченный круг интересов, вяло выраженные эмоции, слабые реакции на внешние раздражители, отрешённость. Это симптомы психического расстройства, но сегодня они проявляются в поведении людей, которых принято считать здоровыми. Разрушение привычных связей вызывает эпидемию социального аутизма.
Autland
Ситуацию исследовали в рамках проекта «Платформы», созданной Кириллом Серебренниковым и его единомышленниками для экспериментов на пересечении самых разных видов искусства. Выразительные возможности драмы и оперы встретились в постановке «Autland», в основу которой легла композиция Сергея Невского для шести солистов и камерного хора. Вместе с музыкантами на площадку «Платформы» вышли Светлана Сорокина (мать-психолог), Роман Шмаков (сын, страдающий аутизмом), десятки бессловесных плюшевых зайцев и волонтёры, вовлекавшие в процессы невербальной коммуникации и собравшихся зрителей.
Прямая речь. Режиссёр Autland Женя Беркович
Женя Беркович, режиссёр-постановщик оперы-драмы "Autland" на сцене проекта "Платформа"
«Половину зайцев мы купили, другую половину собрали по людям – кинули клич в социальных сетях. В финальном монологе Сорокиной речь идет об игрушечном зайце. Я написала этот монолог, поработав с большим объемом документального материала. Общалась с мамами ребят-аутистов, с их семьями. Я разговаривала со многими женщинами о том, как они приняли этот тяжелый диагноз, как с этим дальше жили, как адаптировались и как произошел первый контакт с ребёнком. Все люди разные, и они разные, но их инвалидность – это железное алиби на всю жизнь, хотя это не значит, что они все светлые и хорошие, и их надо всех любить, всё точно так же, как у других людей. Нужно просто понимать, что они другие».
После спектакля
Прошла московская премьера. Будут ли ещё показы, пока непонятно. Но как-то не хочется ставить на этом точку. Мне, петербургскому социальному аутисту, постановку увидеть так и не удалось. Осталась я с тяжестью неразрешённых вопросов, чувством зависти к тем, кто на спектакле побывал и контактами Сергея Невского, переданными мне московской коллегой.
Сергей работает в Берлине, поэтому коммуницировать нам пришлось при помощи Skype. Сергей, вы меня слышите? Тихо. Алло! Алло!... А потом вдруг очень далёкий голос, и я разбираю слова в стремительном потоке фраз, прислонившись ухом к динамику ноутбука.
Мы говорим о берлинском показе и о московской премьере, о средневековой музыке и о массовой культуре, об аутизме и капитализме. Но о чём бы не рассказывал Сергей, во всех его словах лейтмотивом звучит тема затруднённого взаимопонимания. О сложностях на пути Autland’а, о том, как с ними справлялись, о коммуникациях на разных уровнях рассказывает Сергей Невский.
Прямая речь. Композитор Сергей Невский
Композитор Сергей Невский, куратор проекта "Платформа" и автор оперы "Autland"
Коммуникация 1. Артист-публика: «Фестиваль Рурской триеннале, для которого это произведение изначально было написано, – это массовое событие, где вскоре после нашей постановки выступает Игги Поп. Вполне демократичное мероприятие.
Фрагмент видеозаписи с Рурской триеннале.
В Москве в рамках «Платформы» мы пытаемся создать новый тип существования современной музыки. Не в филармонических пространствах, а в специально созданных, новых, таких, как «Винзавод». Мы, в данном случае, пошли ва-банк: пытались сами создать свою публику. И, в общем, нам это вполне удалось: билеты на вечер были распроданы.
Реакция аудитории? Вообще, волонтёры занимались с публикой тем, чем обычно занимаются терапевты с аутистами. Некоторые люди спрашивали «а чего делать?». Но все старались вести себя вежливо, к тому же, музыка играла. В принципе, я считаю, что всё это вполне нормально. У Штокхаузена, например, есть опера, где используются и запахи, и телесные воздействия. Женя сделала всё очень последовательно и логично».
Зайцы, принимавшие участив постановке Autland на площадке "Платформы"
Коммуникация 2. Внутри проекта. «Autland – интернациональный проект. Голландский и русский хор, швейцарский дирижёр и русский режиссёр. На уровне такой коммуникации происходит преодоление замкнутости, преодоление страха. Для русского хора – это вообще первый случай работы с иностранцами. Во всяком случае, в рамках современной музыки.
Я думаю, самый большой коммуникационный выход, выплеск, открытие в себе новых возможностей произошло именно у музыкантов. Причем как у голландских, которые были восхищены работой русских партнеров, так и у русских, которые открыли для себя совершенно новый тип музыкальной коммуникации. Это, наверно, самое большое достижение».
Коммуникация 3. Социальный аутизм. «Мода на аутизм в культуре, в кино, например, возникла, когда стало понятно, что капитализм, где все должны улыбаться, где все должны быть идеальными офисными работниками, не функционирует, он разваливается.
В первый биржевой кризис 2001 года люди стали задумываться, сколько напряжения, сколько перфекции выдержит человек. Тогда искусство, в том числе и массовое искусство (Голливуд), обратилось к персонажу несовершенному, персонажу, который не вписывается в социальную структуру. Идеальной проекцией нового героя стал аутист.
Аутист для меня – персонаж положительный, потому что это человек, который не хочет быть винтиком. А когда Светлана Иннокентьевна Сорокина давала интервью, она сказала, что социальный аутизм проявляется в том, что люди постоянно сидят в социальных сетях и не выходят на улицу, не проявляют никакой общественной активности. Так что это понятие толковать можно очень по-разному».
Коммуникация 4. Autland-Петербург. «В следующем году, я думаю, и в Санкт-Петербурге можно попробовать. В рамках года Голландии в России, например. Ведь в опере использован канон голландского классика ренессанса Йоханнеса Окегема (конец XV века). Если возникнет какая-то возможность – повторим, естественно!».
Площадка проекта "Платформа" перед репетицией "Autland". Фото: Алёна Чендлер
Фото: Алёна Чендлер.
Официальный сайт проекта «Платформа»: http://www.7th-studio.ru/
Комментарии