Одежда из собачьей шерсти, аксессуары из компьютерных плат и мечты о возрождении коноплеводства – российские эко-дизайнеры о себе и мире во всем мире
5–10 июня 2012 года в Москве состоится первая Русская неделя экомоды (Russian Eco Fashion Week). Событие для нашей страны эпохальное. Возродятся ли народные промыслы и промышленное коноплеводство, станут ли покупать одежду из органических материалов и когда российские модники вспомнят об экологии?
В Международный день эколога в "Аптекарском огороде" начнутся показы коллекций эко-дизайнеров из России, Украины и Франции. Неделя экологической моды, инициированная движением ЭКА, обещает много интересного. Слово организаторам и участникам.
Организаторы и партнеры
Марина Кокорина
Председатель оргкомитета Русской недели экомоды, руководитель движения ЭКА
«На Русской неделе экомоды мы расскажем о том, что такое органические, сертифицированные или переработанные ткани. Сейчас наша задача рассказать об этом, а уже потом, если появятся желающие, будем помогать им получить сертификаты или приобрести сертифицированные ткани. Если не будет экономических потрясений, то это направление в моде будет развиваться интенсивно.
Мы надеемся на отклик со стороны СМИ, так как это поможет нам популяризировать идеи экомоды в России. Если неделя пройдет успешно, мы готовы сделать ее традиционной и проводить один или два раза в год».
Ирина Омельянчук
Директор проекта Ecotkani.com, партнера Русской недели экомоды
«Прежде всего мы рациональные пользователи планеты, а потом уже бизнеследи. Магазин «Экоткани» сотрудничает с организацией ЭКА, экономит воду и электроэнергию, заботится о популяризации проекта по озеленению городских крыш «Берегите кислород». Екатерина Горж, одна из совладелиц, живет на своей земле в центре Франции, ткёт ткани, моет волосы травами, стирает раствором кальцинированной соды и уксуса. У Галины Соколовской есть проект по производству мебели из дерева, окрашенного травами и пропитанного льняным маслом.
Мы продаем французские высококачественные ткани различных оттенков и плотности: трикотаж из 55%-ной конопли и 45%-ного хлопка, который придаёт полотну прочность и комфорт, конопляный биошёлк, 100%-ный биохлопок – и окрашенный, и неотбеленный, тонкий, но прочный атлас, а также костюмные ткани из конопляного волокна и с добавлением шерсти яка. Ткани сертифицированы в соответствии с различными стандартами: GOTS, Oeko-tex, Ecocert, BioRe, Altertex. Мы планируем закупать ткани из бамбукового волокна, рами, крапивное полотно, сертифицированный кашемир и бархат. Наши клиенты – Ольга Примерова, выпускница Лаборатории Славы Зайцева, Сергей Прохоров из дизайн-ателье Portno, Анна Украинцева и сама Екатерина Горж».
Дизайнеры-новаторы
Алина Белоусова
Дизайнер марки Digitalina
«Я работаю под девизом вторичного использования, или reuse. Вещи делаю из отживших свой век частей компьютера и радиодеталей. Технологии развиваются так быстро, что люди покупают новые устройства и избавляются от старых, я же превращаю потенциальный мусор в ультрасовременные аксессуары. Философия бренда заключается в избавлении от стереотипов, в умении смотреть на вещи и явления под разными углами, и тогда окружающий мир становится неиссякаемым источником вдохновения, палитра материалов – бесконечной, а количество вещей, которые обычные люди называют мусором, сокращается до минимума. И при этом нужно делать только то, что нравится самой, тогда это понравится и окружающим. В последнее время я фанат «металлурга моды» Пако Рабанна».
Елена Торопова
Художник
«Можно не убивать животных, а носить одежду из собачьей шерсти, сделанную по моей технологии. С каждым годом такая одежда всё больше становится похожей на мех и не уступает ему по теплоте и комфорту. В моей коллекции используется только подшерсток длинношерстных собак. Я не использую никаких красителей – все цвета натуральные. Ни одно животное не страдает, а одежда, выполненная из собачьей шерсти, – хорошая альтернатива натуральному меху: легкая, долговечная, не боится ни дождя, ни снега. Я делаю одежду в основном для женщин среднего возраста, теплую и практичную – как раз для наших холодных зим. К сожалению, развить такое производство сложно, так как сырья очень мало. Длинношерстных собак сейчас немного, довольно трудно уговорить владельцев собирать шерсть, да и ручное прядение почти утеряно».
Анастасия Волонина
Креативный директор бренда EcoFashion
«Я восемь лет работала моделью. Сложно остаться равнодушной к красивой одежде, когда примеряешь ее на себя. Мода – это прекрасно, но она не должна выходить за рамки разумного. Например, изделия из меха и кожи скорее посредственны и привычны, нежели порядочны. А то, что животных выращивают для убоя, само по себе абсурдно: в таком случае любого человека может ждать та же учесть. С помощью языка моды я могу объяснить людям, что красота больше не требует жертв, потому что производятся великолепные по качеству и внешнему виду материалы, которые идеально повторяют кожу и мех.
Мне нравится Brunello Cucinelli: все гениальное – просто. Это именно та одежда, которую я бы с удовольствием носила, если бы она была из матералов неживотного происхождения. Мне близки взгляды Stella McCartney, и последняя её коллекция пришлась по душе.
Я мечтаю о мире во всем мире. Очень хочу, чтобы люди осознавали, зачем они пришли на землю, чтобы жили не только для себя, но и для своих потомков и планеты в целом. Надеюсь, что настанет день, когда люди будут добрыми, активными, благородными и благодарными».
Ульяна Введенская
Дизайнер детской одежды и экологических игрушек Moonmoo
«Излюбленная тема для моего творчества – поэзия, начинающая жить в разных плоскостях, не только на бумаге и в звуке, но и на ткани. Мне нравится, когда персонажи пьес и мифов ведут тонкую игру, ускользая на панно и возвращаясь обратно в платье. Я отдаю предпочтение натуральным тканям: шелку, льну, тканям ручного ткачества, иногда включаю ракушки, палочки, песок, старинное кружево и всевозможные винтажные элементы, несущие в себе тайну времени».
Дизайнеры, хранящие народные традиции
Екатерина Тарасова-Горж
Совладелица проекта «Экоткани», дизайнер (Франция)
«Мой ежедневный жизненный выбор состоит в том, как я потребляю: предпочитаю локальные товары, поддерживая местных крестьян и непромышленное производство. Мой выбор в каждом действии – от еды до бумаги, от косметики до средств для дома. Для одежды я выбираю либо сертифицированные экоткани, либо продукт самостоятельного ткачества из натуральных нитей местного производства, либо старые запасы неиспользованных тканей и фурнитуры. Я за минимизацию транспортировки на всех этапах.
Я вне моды как индустрии, вне моды как способа потребления новой продукции каждый сезон, вне моды как бизнеса ради прибыли. Я выбираю качество, которое имеет свою цену. Качество мое долговечно, классично, внесезонно и внеисторично. Я максимально использую ручной труд на всех этапах производства и поддерживаю тех, чей образ жизни и способ ответственного изготовления продукции оказывает минимальное влияние на природу. К примеру, вручную окрашенные растениями натуральные волокна собственного производства имеют стремящийся к нулевому экологический баланс».
Елена Головина
Дизайнер марки "Народная традиция"
«Я шью одежду только из органических материалов (лён, хлопок, шерсть), по возможности отечественных производителей. В моду я шла долго и упорно, с тех пор как в 18 лет сшила свою первую юбку. Теперь у меня есть всё: опыт, стиль и огромная любовь к своему делу. Я мечтаю о маленькой швейной фабрике и шью одежду для тех, кто ценит русский стиль, натуральные ткани и ручную вышивку. Очень надеюсь, что через пять лет "Народную традицию" будут целенаправленно искать в Интернете. Национальный костюм должен быть основой русской моды: в нём собрана красота и гармония нашей истории, сила и мужество нашего народа, тепло нашей души».
Екатерина Щукина
Дизайнер бренда Feltmaker
«Я занимаюсь валянием из шерсти. Этот волшебный и захватывающий процесс – самый древний способ создания нетканого полотна. Мое любимое направление в валянии – создание эффекта шкуры и эко-меха, то есть подражание природе. Эко-мех – это красиво и гуманно. Я мечтаю о тех временах, когда люди перестанут убивать животных ради красоты. Я валяю из натуральной некрашеной, нечесаной и немытой овечьей шерсти. Отсутствие какой-либо химической и высокотехнологичной обработки сырья позволяет прочувствовать теплоту и мягкость натуральных материалов, разнообразие оттенков шерсти в сочетании с натуральным шелком и льном.
Что вдохновляет? Игра колечек руна в моих руках, плавные изгибы кудрей, шелковые переливы локонов альпак, невероятная красота камней, поросших мхом, теплая кора деревьев – все, что создает природа».
Милана Шлычкова
Дизайнер эко-одежды
«Многие люди уже понимают важность экологически чистого питания. Одежда также является частью нашего бытия – она соприкасается с телом, значит, должна быть натуральной. Летом я живу в экопоселении, где все способствует осознанию связи человека с природой, но также я вдохновляюсь работами великих дизайнеров, например, французом Франком Сорбье. Для создания одежды я использую натуральный шелк, тончайший меринос, добавляю лен, немного хлопок, волокна вискозы. Древние технологии валяния из овечьей шерсти позволяют создать полноценные зимние пальто, шапки, обувь.
По образованию я культуролог, веду собственный курс обучения под названием "Экология мысли". Именно эти знания натолкнули меня на идею создавать одежду из экологически чистых материалов и экологически чистой энергетики. Такая одежда не только защищает от холода и грязи, но и дает мощную энергетическую защиту».
Артём Костенко
Дизайнер бренда "Kostenko linen Живая одежда" (Украина)
«Изначально мы хотели развивать эко-моду. Поэтому выбрали лён: этот материал понимает меня, а я понимаю его, в результате у нас получается прекрасная работа. Мы планируем запустить детскую линию. Так что шьем для всех, кто тянется к натуральному целыми семьями. Наша одежда не отличается особым авангардом, но зато она живая! Мы не хотим проходить мимо экологии – все живое вокруг нас красиво.
Как я пришел в моду? Наверно, проснулся однажды, но не дизайнером, а просто человеком с большим стремлением шить. Все модели одежды приходили в процессе, я никогда не рисовал эскизы, не делал зарисовок, как многие делают, я просто буквально исчезал в работе, за которую брался. Нет построения коллекции, нет ожидания – есть процесс, а когда сажусь делать, просто иду за ощущениями, и все создается само. Из дизайнеров мне нравится Лилия Пустовит – не только хочется носить её одежду, но и любоваться ею как женщиной».
Евгения Мартынова и Вера Папкова
Эко-дизайнеры
«Ответственность за то, что мы делаем, всегда была определяющим фактором для каждой из нас. Упор на ручную работу без использования сложных приспособлений создает перспективу занятости для социально незащищенных граждан – мам с маленькими детьми, людей с ограниченными возможностями. Мы используем только 100%-ное натуральное сырье – шерсть, шёлк, лен. В коллекции, которую мы представим на неделе, осноным материалом стали павловопосадские платки. Мы используем платки с техническим браком – неравномерной покраской, сбоем рисунка. У нас такого рода "дефекты" приобретают декоративную ценность, а техника ручного вязания и фелтинга позволяет использовать именно то количество материалов, которое необходимо для создания вещи, сводя отходы практически на нет.
В век глобализации есть немало людей, испытывающих потребность в индивидуальности. Не в той претенциозной, утрированной оригинальности, которая делает человека центром внимания, а в истинной, неброской непохожести, которая не противопоставляет себя толпе, но позволяет в ней не затеряться. Наши вещи как раз для таких людей, для жизни в мегаполисе».
Ксения Семенча
Дизайнер бренда Shemech-ki
«В каждом семечке, как и в каждом человеке, есть что-то прекрасное, что делает наш мир полнее и насыщеннее. Социальную и экологическую ответственность нашему бренду придает использование натуральных тканей и красителей, которые мы экстрагируем самостоятельно из местных растений или закупаем в Индии. Кроме этого, мы используем домотканые икатовые ткани, которые производятся в Узбекистане по старинным технологиям. В этих тканях используются семейные узоры, натуральные красители и труд исключительно взрослых, в том числе женщин, ухаживающих дома за детьми.
Я увлеклась натуральными красителями после знакомства с людьми, занимающимися исторической реконструкцией. Появилось понимание естественности и гипоаллергенности таких красителей. Натуральные красители могут иметь любые оттенки и давать любую цветовую гамму – получаемый цвет зависит только от расхода красителя и мастерства специалиста по окрашиванию. К сожалению, люди испытывают недоверие к стойкости окраски индиго или мареной, например. Представление о том, что натуральные красители – это не только экологично и безвредно, но и стойко, почти исчезло. Поэтому я решила заняться дизайном одежды. Я хочу, чтобы природные красители перестали быть увлечением узкого круга людей и стали доступны всем желающим, думающим о своих близких и экологии.
Я мечтаю принять участие в восстановлении промышленного выращивания текстильной конопли в России. Еще в 40-50-е гг прошлого века Россия занимала первое место в мире по производству текстильной конопли, из нее делали лекарства, масло, канаты, ткани, бумагу. Ткани из конопли не только гипоаллергенны и крепки, но и способны убивать патогенную микрофлору. Конопля требует минимума химикатов для роста и переработки, она экологичнее и производительнее льна или хлопка.
При этом наше законодательство имеет массу ограничений, делающих коноплеводство нерентабельным. Россия упускает гигантские прибыли. Мировой спрос на ткани из конопли в год растет на 15–20%. Правительство РФ пытается оценить, возможно ли в России выращивание текстильной конопли без роста потребления наркотиков. Я надеюсь, логика возьмёт верх над страхами людей и будет принято положительное решение, потому что генетиками уже давно выведены индустриальные сорта, не содержащие каннабиноидов. Я очень хочу принять участие в проекте по выращиванию и переработке в нашей стране текстильной конопли».
Это дизайнеры, экологичную одежду которых можно увидеть 5–10 июня на первой Русской неделе экомоды. Они такие разные, но многое их объединяет: стремление снизить негативное воздействие на окружающую среду, использование ручного труда, продукции локальных производителей и уникальные вещи, созданные с душой. "Красная Москва" Алины Белоусовой, дог-коуты Елены Тороповой, "опушившиеся" павлопосадские платки – когда-нибудь у нас тоже будут свои Мадленн Вионне и Ада Зандитон, а Россия станет главным поставщиком конопляной ткани. Мечты это или возможная реальность, покажет время.
Об участниках международных недель этичной моды можно также почитать на be-in: 1, 2, 3, 4.
Кому я пожалуюсь,
если не отыщу, что искал?
Возле камней, лишенных соков, близ опустевших жуков
я не увижу, как Солнце оборет создания из трепетной плоти.
Но я подойду к первому из пейзажей,
где смешаны столкновения, жидкости и шумы,
проникающие в тельце новорожденного ребенка,
к пейзажу, избегающему плоскостей,
и я пойму, что цель моих поисков – радость –
захватит меня, когда я полечу, смешан с любовью и сонмом песчинок.
Ф.Г. Лорка "Живое небо"
Комментарии