После грандиозного успеха «Сладкой жизни» (1960) и «8 1/2» (1963) от Феллини ожидали чего-то подобного – «мужского» кино с Марчелло Мастрояни и желательно о нравах итальянской богемы. Но в 1965 году он снял абсолютно противоположную «Джульетту и духи» – фильм о сложной женской натуре. В главной роли снялась жена режиссера, Джульетта Мазина, которая уже блистала в его же «Дороге» (1954) и «Ночах Кабирии» (1957).
Джульетта Мазина в роли добросердечной проститутки Кабирии
Феллини рассказывает историю женщины средних лет, у которой вроде бы все есть для счастья: красивый дом с садом, любящий муж, друзья. Нет главного – внутренней свободы. С детства, еще в католической школе, ей вбивали в голову, что мир принадлежит мужчинам. Так она и жила. Но в один момент ее размеренная жизнь начала изменяться – Джульетта узнала, что муж ей не верен. Но что она могла с этим поделать? Согласно правилам поведения, от которых так сложно отделаться, она должна была сделать вид, что ничего не знает и продолжать жить в этом круге лжи. Но внутренний голос ей говорил обратное: нужно, наконец, освободиться, от оков мужского деспотизма. Феллини так говорил о своем фильме: «Намерение фильма состоит в том, чтобы возвратить женщине ее подлинную независимость, ее бесспорное и неотъемлемое достоинство. Свободный мужчина не может отказывать в этом свободной женщине. Женщина не должна быть ни мадонной, ни орудием наслаждения, и еще меньше — служанкой».
Кадр из фильма «Джульетта и духи»
«Дульетта и духи» – первый цветной фильм итальянского режиссера. Феллини «выжал» из техниколора все, что можно было, создав удивительно-красивое сюрреалистическое полотно, наполненное снами и видениями главной героини. Но и визуальные изыски, и оригинальный смысловой подтекст не спасли фильм от оглушительного провала – Феллини на этот раз не понял никто. Фильм признали только спустя время, когда феминистские идеи в обществе стали набирать обороты. Феллини просто немного обогнал время.
Комментарии