В этот день, 5 ноября 1978 года в небольшом городке на берегу Волги в семье сапожника родился мальчик. Он закончил четыре класса городского училища и готовился поступать в железодорожное училище, но провалил экзамены. Тогда он познакомился с иконописцами. Вдохновившись их творчеством, молодой человек взялся за краски и сам начал писать иконы и пейзажи. Позже, в 54 года он первый возглавил Ленинградское отделение Союза советских художников. Сейчас работы Петрова-Водкина считаются классикой русского искусства первой трети XX века и остаются одними из самых дорогих лотов на международных аукционах. Так, в 2010 году картина художника «Вася» было продано на торгах Cristie's за 1,83 млн фунтов стерлингов.
К.С. Петров-Водкин «Петроградская Мадонна», 1920 год
В 1920 году художник создает одно из самых известных своих полотен – «1918 год в Петрограде», почти сразу ставшее известным как «Петроградская Мадонна».
Мастер объединил сразу две темы: тему материнства и революции. Петров-Водкин изобразил молодую работницу с ребенком. Социальный статус девушки выдает платок у нее на голове, хотя на этой картине он приобретает дополнительный статус: он напоминает покров головы Богородицы, каким его обычно изображают на православных иконах:
Феофан Грек «Донская икона», 1392 год
О сходстве с Богоматерью также говорят черты лица молодой работницы, одежда, напоминающая одеяние святых и поза, в которой она держит ребенка. При этом интересно, что художник не просто пишет сцену материнской любви или, наоборот, только трудности жизни в Петрограде в революционные годы. 1918 год был сложным для страны: это было время голода, Гражданской войны и глубокого политического кризиса. Петров-Водкин объединяет два сюжета, изображая мать на фоне очередей на улице, тем самым придавая символический подтекст всему произведению.
Комментарии