Художник Анри де Тулуз-Лотрек не так известен в России, как его друзья-современники Эдгар Дега и Винсент Ван Гог. Непопулярность художника у зрителя объясняется просто: в отечественных музеях очень мало его произведений, в отличие от большого собрания Моне и Ренуара. Однако Лотрека можно назвать одним из центральных художников Франции конца XIX века.
Единственному ребенку из знатной французской семьи, в истории которой были и крестоносцы, и родственники королей, и видные политики, пророчили великое будущее. Однако в 13 лет Анри, вставая с кресла, ломает левое бедро, а еще через год, упав в канаву, повреждает еще и правую. Кости в итоге срослись неправильно и из-за наследственного заболевания (родители художника приходились друг другу кузенами) перестали расти. Из-за травмы рост Лотрека остановился на 152 см, и планы родителей на большое будущее своего чада рухнули: знатные юноши того времени становились военными, а с таким здоровьем это было невозможно. Также Анри не мог принимать участие в светских развлечениях вроде охоты или балов.
Анри де Тулуз-Лотрек
Когда юноша достиг совершеннолетия, он переехал в Париж на Монмартр, район бедных художников, где начал заниматься творчеством. Впрочем, параллельно он еще пристрастился к алкоголю и был частым гостем публичных домов. Из-за своего образа жизни Тулуз-Лотрек умер в 37 лет на руках у своей матери, страдая алкоголизмом и сифилисом.
Анри де Тулуз-Лотрек «Салон на улице Мулен» 1894 – 1895 гг.
Одна из самых известных картин Тулуза-Лотрека «Салон на улице Мулен» описывает жизнь парижского борделя.
Художник использовал здесь не масло, а пастель, свой любимый материал. Из-за этого картина выглядит незаконченной. Такой художественный прием незавершенности часто использовали импрессионисты и постимпрессионисты.
Художник смог передать атмосферу дома терпимости, в котором девушки ждут клиентов. На переднем плане художник изобразил Мирей, проститутку, испытывавшую особую симпатию к Анри. Рядом с ней в бледно-розовом платье сидит хозяйка заведения. Вся произведение построено на контрастах: вальяжные позы куртизанок – напряжение хозяйки; бледная кожа и светлые платья – темный тон обивки дивана; тщательно прорисованный передний план картины – почти эскизный фон.
Такой выбор сюжета, манера письма и асимметричная композиция были немыслимы для салонного искусства того времени. Но импрессионисты, а после них и постимпрессионисты, объявили войну надоевшим канонам. В галереях их искусство не принимали, а критики смеялись над этими полотнами. Впрочем, время все расставило на свои места.
В Петербурге открылась мультимедийная выставка «От Моне до Сезанна», где рассказывается история импрессионистов и постимпрессионистов, где среди прочих демонстрируется и картина Тулуза-Лотрека «Салон на улице Мулен».
Комментарии