Удивительно, как произведение искусства приобретает совершенно иное значение, если попадает в другой контекст. Руководствуясь этим принципом, мы собрали треклист на злобу дня, состоящий исключительно из старых песен о главном. Если у вас есть острая потребность в мрачном, трагичном и безжалостном, закиньте их на плеер и ходите по грязным январским улицам в своем экзистенциальном кризисе, когда в воздухе витают страшные предчувствия чего-то глобального и неизбежного.
1. The Cure «Killing an arab» (1978)
Название первого сингла группы The Cure звучит, как призыв к разжиганию межнациональной розни. На самом деле лидер группы Роберт Смит не имел в виду ничего такого – Killing an arab была написана под влиянием повести Альбера Камю «Посторонний», в которой главный герой без видимых причин убивает алжирца. В тексте песни есть такие строки: «Мой взгляд скользит по стволу и упирается в араба, лежащего на земле. Я жив. Я мертв. Я незнакомец, убивающий араба». Сейчас эта песня просто опасна.
2. The Clash «White riot» (1977)
Сейчас песня классиков панк-рока звучит крайне неполиткорректно и может оскорбить кого угодно. В 1970-е ее контекст был прост и понятен – The Clash призывали правильных и неконфликтных англосаксов к бунту против системы: «Вы до сих пор смотрите назад или все-таки собираетесь двигаться вперед». Никакого призыва к дискриминации темнокожих не было – их музыканты ставили в пример, как людей, способных сопротивляться системе. Сегодня же песня со словами «Белый бунт – это буйство идет изнутри меня» легко может стать гимном фашиствующей молодежи.
3. Александр Вертинский «То, что я должен сказать» (1917)
Романс, написанный Вертинским после революции, посвящался юнкерам, погибшим в Москве во время Октябрьского вооруженного восстания 1917 года. В начале 1990-х годов ее заново открыл Борис Гребенщиков, посвятив погибшим в Афганскую войну. Он исполнил ее снова в марте 2014 года и посвятил уже погибшим на Евромайдане. Хотелось бы, чтобы роковой романс Вертинского наконец навсегда перестал быть злободневным, но сегодня, как ни печально, мы включаем его в треклист.
4. Курт Вайль и Бертольд Брехт «Ballad of the soldier's wife» (1943)
Песня Курта Вайля на стихи классика немецкой литературы Бертольда Брехта, написанная в самый разгар Второй мировой войны, пожалуй идеально подходит для нашего времени, если рассматривать ее не в нацистском контексте. Шмотки и война – вот что волнует мир сейчас так же, как и 70 лет назад. Солдатская жена поет о том, как с оккупированных территорий ее супруг присылает разные модные вещи: из Праги ей пришли туфли на высоком каблуке, из Осло – меховой воротник, из Амстердама – шляпка, из Парижа – дорогой шелковый пеньюар, а из далекой и мрачной России – вдовья вуаль.
5. Любая песня из альбома группы «Телевизор» «Отечество иллюзий» (1987)
У недовольного бытием Михаила Борзыкина что ни песня, то протест против системы, общества потребления и социальной несправедливости. В принципе, все темы, которые поднимались и поднимаются в творчестве группы «Телевизор», были сформулированы в их программном альбоме «Отечество иллюзий» 1987 года: «Мой папа – фашист», «Полуфабрикаты», «Рыба гниет с головы», «Сыт по горло». Прошло уже около 30 лет с их написания, и сегодня они звучат так же сильно, болезненно и обличающее, как и в период заката СССР. Даже страшно подумать, почему они опять звучат так же громко, как тогда. Неужели опять закат?
Комментарии