В Таллине модных профессионалов заботливо выращивают, но не в тепличных условиях, а в максимально приближенных к жестокой реальности
Мы знаем, как тяжело и страшно жить отечественным дизайнерам. Профессия молодая, производства разрушены, профессиональных технологов можно пересчитать по пальцам, покупатель привык одеваться в иностранное, оригинальный дизайн остается непонятым, государственной поддержки нет и, вероятно, уже не будет, сам бизнес – один из самых прибыльных во все мире – считается непредсказуемым, а потому мало привлекательным для инвестиций. И так далее.
Итерьер творческого инкубатора в Таллине
А как живется модным дизайнерам в миниатюрной Эстонии? С одной стороны, население в 1 млн 340 тыс. с традиционным протестантским отношением к роскоши: одежда должна быть чистой, опрятной, желательно вневременной и не выделять человека в толпе. Модные бутики в столице большая редкость. Max Mara, Hugo Boss, Emporio Armani, недавно открывшийся Versace и еще пара мультибрендов, где можно найти Yves Saint Laurent и Yves Salomon. Ведут себя скромно, прячутся на тихих улочках в Старом городе, цены держат весьма умеренные, и, если посетитель задумается-замечтается над очередной парой сапог, консультант с готовностью раскроет карты и выдаст точную дату начала распродаж.
Итерьер творческого инкубатора в Таллине
Масс-маркет, как и у нас, находится в более выгодном положении, поскольку идеологически и эстетически гораздо ближе к простым смертным, причем Mango и Zara уверенно теснят эстонские Monton, Hula, Baltman, Mosaic, Bastion и Bon-Bon Lingerie. Довольно вольготно чувствуют себя именитые местные дизайнеры: Ivo Nikkolo – шесть собственных бутиков в Таллине, корнеры в мультибрендах в Латвии, Литве, Финляндии и Украине. На фешенебельных улицах открыты бутики Oksana Tandit и Kristina Viirpalu. Кстати, в платье Виирпалу, связанном из шелковых нитей в старинной народной технике, можно встретить супругу президента Эвелин Ильвес. Пара любит прогуляться в ясный день по старым улочкам с одним сопровождающим – по протоколу иначе никак.
Итерьер творческого инкубатора в Таллине
Однако есть у сдержанного протестантского уклада жизни и другая сторона. Эстонцы любят создавать уникальные продукты, которые можно было бы экспортировать и которыми можно было бы по праву гордиться. Как, скажем, придуманным именно здесь Skype. Слова «творческий», «креативный» и «культурный» у всех на слуху. Открыт «культурный километр», проходящий мимо легендарного места съемок «Сталкера», стройка года – «Культурный котел» – эстонский ответ нашему лофт-проекту «Этажи», много споров вокруг креативной экономики, которая должна работать по британской модели и на которую государство выделяет ежегодно около 450 000 евро, а Евросоюз – примерно 1,5 миллиона.
Надпись на стене: "Если бы этой стены не было"
Руководит новаторским подходом к творчеству ESA, целевой фонд развития предпринимательства и управления кредитами, основанный в Таллине в 2006 году. Под его крылом работают два бизнес-инкубатора и один творческий, созданный прежде всего для fashion-дизайнеров. Срок инкубации – от шести месяцев до трех лет. Аренда студии – от 10 евро за кв. м в месяц, что примерно в три раза гуманнее, чем в Петербурге. За каждым творцом закрепляется личный бизнес-консультант. Можно подать заявку на финансирование бизнес-проекта – от участия в модной неделе до открытия корнера или изготовления тиража для крупного универмага. Если участник проекта готов выделить дополнительно 75 евро на годовое обслуживание, он получит внушительное количество профессиональных семинаров, мастер-классов и индивидуальных встреч с юристами, специалистами по рекламе и PR, потенциальными партнерами.
Интерьер творческого инкуьатора
Большое внимание в инкубаторе уделяется коллаборациям внутри самой системы. Скажем, графические дизайнеры готовят проспекты для модельеров, модельеры выступают в роли стилистов на съемках видео и рекламы, авторы аксессуаров объединяют усилия с дизайнерами одежды.
Интерьер творческого инкубатора
Как выглядят болезни роста? В Эстонии, как и у нас, бизнес пока относится с большой осторожностью к местным творческим единицам, особенно в сфере моды. В то же время графическим дизайнерам, специалистам в области рекламы, фотографам, операторам доверяют безоговорочно: если эстонская компания хочет выйти на международный рынок, она обращается в родную дизайн-студию, а не иностранную. Fashion-дизайнеры справедливо считают местный рынок слишком скромным и мечтают о больших соседях, вроде нас. Петербург в их глазах выглядит более соблазнительно, чем Москва, к которой они относятся подозрительно, считая ее советской по духу и купеческой по стилю. Как у нас устроен модный бизнес, молодые творцы пока плохо представляют, но твердо знают, что здесь, в отличие от любого «крошечного европейского города», их может ждать большой успех.
Комментарии