Удивительно, но пудра использовалась в Древнем Египте совсем не из соображений красоты, напротив, ее главное назначение было в том, чтобы отпугивать. Но не людей, а злых духов. Египтяне считали, что с помощью пудры они будут походить на обитателей загробного мира бледностью кожи, а своих духи не тронут. Кожа, лишенная крови и жизни, была особенно необходима во время религиозных праздников, когда грань между подземным и людским миром стиралась.
Пудра никогда не была прерогативой бедноты, и с течением времени контраст лишь усилился. Теперь высокородную девушку непременно отличала не только богатые ткани и украшения, но и белизна тона, тогда как рад или бедняк, вынужденный трудится под палящим солнцем, раскалялся до темноты. Пудру в те древние времена делали из помета крокодила и глины, отдавая предпочтение природным материалам. Римлянки же ради эффекта белизны использовали смесь мела с ядовитыми свинцовыми белилами, гречанки – бобовую и пшеничную муку. Мужчины ценили белизну, так что назвать ее прихотью лишь дам не поучится. Римский лирик Гай Валерий Катулл сравнивал женщину, не напудрившую лицо, с «пищей без соли», китайская же пословица гласит: «Любоваться красавицей заутренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо».
В Азии белое лицо всегда было символом непорочности и духовной чистоты, поэтому пудрой пользовались и женщины, и мужчины. Кожу в Поднебесной сравнивали с жемчугом, молоком, лилиями и снегом.
В Европе к пудре обратились значительно позже, во времена Средневековья в ней не было нужды, ведь узкие улочки и замки не предполагали загара. В 16 веке вошла в моду белизна поистине кипенная. Подхватила ее при дворе короля Людовика 15 фаворитка короля маркиза де Помпадур, она покрывала пудрой парик, лицо и шею. Объемы этого косметического средства тратились невероятные, так что смывать и наносить его ежедневно было не выгодно. Вольтер в те годы саркастически шутил над барышнями: «Пудра позволяет исправить все недостатки, кроме одного – отсутствия ума».
Представители богемы тоже пользовались пудрой, но с другой целью. Выбеливаясь, лицо становилось чистым листом, на котором так легко нарисовать любое выражение.
В 17 веке технология производства пудры усовершенствовалась, в белила начали добавлять яичный белок, чтобы увлажнить кожу. Но лицо все равно походило на восковую маску, чтобы этого избежать английская королева Елизавета I прорисовывала поверх пудры голубые кровеносные сосуды.Способы нанесения тоже изменились: в Европе выпускали книжечки покрытые бело-розовой краской, из которых вырывали листочки и натирали ими лицо.
Кстати сказать, пудру в Россию привез Петр I вместе с европейскими модами на парики. Ивестный бытописатель Михаил Пыляев так очеркивает туалет щеголих: «Употребляли пудру разных цветов — розовую, палевую, серенькую, а-ля ваниль, а-ля флер де оранж, миль флере... Некоторые имели особые шкафы, внутри пустые, в которых пудрились, барыня влезала в шкаф, затворяла дверцы и благовонная пыль нежно опускалась на голову...». До Петра вместо нее использовали белила. Их наносили на кожу толстым слоем и в бане намертво впаивали.
Окончательно прерогативой девушек пудра стала в 1792 году, когда после свержения французской монархии парики канули в лету. К середине 19 века на пудру и вовсе наложили вето. Причина проста - на нее уходило слишком много рисовой и пшеничной муки. А чтобы недовольство барышень как-то сгладить, королева Великобритании Виктория ввела в моду естественный цвет лица.
Но настоящим переворотом в истории пудры стало появление в 1930-е годы современной пудреницы — небольшой коробочки с зеркальцем и губкой-спонжем, теперь без нее стало решительно невозможно обходиться.
Комментарии