Первое, на что обращаешь внимание, когда читаешь рассказы Сэлинджера – точность деталей. Все мелочи выверены с дотошной щепетильностью, даты и цифры лишены какой бы то ни было условности, а каждый жест персонажей прописан досконально. Схожее впечатления создают и фильмы Уэса Андерсона. Он, словно кукольный дом, собирает по крупицам кадр так, что его хочется разглядывать. Каждый раз открывая что-то новое в замысловатой мозаике картины. При чем совсем не важно какой из фильмов рассматривать — первую короткометражку 1994 года «Бутылочная ракета» или новую картину «Отель «Гранд Будапешт».
У человека, с такой скрупулёзностью подходящего к кинематографу, неизменно выработался фирменный почерк не только в кино. Его стиль интеллектуален, он является продолжением замыслов Андерсона, и именно это качество отличает денди от слепого провожатого моды. Отсюда его гладко зачёсанные длинные волосы, классические оксфорды и твидовые костюмы. Чтобы рассекретить коды его стиля, нужно понять философию режиссера и каждый его фильм. Ведь все истории, которые мы рассказываем, мы рассказываем, прежде всего, о себе. И Уэс Андерсон не исключение.
Кто такой Уэс Андерсон?
«Я не техасец. Я вообще, наполовину швед. Если кто-то спрашивает тебя о твоем происхождении, не стоит углубляться в рассказы о своих родственниках, ну за исключением того случая, если твои родственники — индейцы чероки. Мне просто всегда хотелось жить в Нью-Йорке, и потребовалось много времени, чтобы туда попасть. Ну а когда начинаешь много переезжать, понимаешь, что разница между изгнанием и кочевничеством — исключительно в настроении».
Как Уэс Андерсон пришел в кинематограф?
«Я не ходил в киношколу, не оканчивал режиссерских курсов. Cам научился работать с камерой и актерами. Большинство советов, которые я слышал от этих преподавателей, такая чушь… Короче говоря, если вы ждете, что кто-то вас научит снимать кино, советую вам хорошенько подумать — с таким подходом вы режиссером никогда не станете».
Есть ли у Уэса Андерсона кумиры?
«Если вы спросите меня, на какого режиссера я похож в бытовом плане, я назову Стэнли Кубрика. По-моему, это плохой знак — это же человек, который посвятил всю свою жизнь жесткому контролю над ней. В плане у него была прекрасная семья, и он организовал свою работу так, чтобы она могла идеально вписываться в его жизнь. И люди при этом смотрели его фильмы. И он снимал только то, что хотел. Он создал систему, которая необходима в условиях, когда надо следить одновременно за многими вещами».
Купается ли Уэс Андерсон в славе?
«Меня никто не узнает на улице. Даже когда я в Нью-Йорке, никто не подходит ко мне с просьбами дать автограф. Париж мне нравится тем, что там я становлюсь совсем невидимым. Единственным, кто там ко мне как-то раз подошел, был один парень, который сказал: «Эй, я живу в Нью-Йорке через два дома от тебя, мы как-то раз встречались в продуктовом»
Как у Уэса Андерсона рождается новый мир?
«Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали — это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали. Движения камеры и общее построение мизансцен — это не сознательные решения, это скорее нечто вроде почерка. Я это делаю именно так, а не иначе; иначе мне не нравится. Но вообще я все-таки прежде всего думаю о своих персонажах, отталкиваюсь от них».
Как Уэс Андерсон снимает кино?
«Когда я снимаю кино, это мучительно долгий процесс. Для меня всегда было важно понимать, что фильмы не получаются по принципу «мне пришла в голову гениальная мысль, и все люди мира сейчас умрут от желания дать мне ключи от машины со словами «Забери ее скорее!». Эту машину придется угнать, а потом заставить двигаться тем или иным способом, с огромной помощью других людей».
Кто герои Уэса Андерсона?
«Я всегда снимал кино о тех, кто не может вписаться в узкие рамки общества, не может устроиться в жизни, пытается справиться со своими неудачами».
Зачем Уэсу Андерсону так много мелочей?
«Настоящие ненавистники у меня точно есть — они критикуют мои фильмы за то, что в них все до мелочей продумано, и этих драгоценных мелочей там слишком много. Ну а что я могу с собой поделать? Инстинкт подсказывает мне: не расслабляйся, в фильм всегда есть что добавить».
Зачем Уэс Андерсон снимает кино?
«Дико раздражает, когда говорят, что я якобы снимаю "высоколобые" фильмы, чтобы выпендриться. Ребята, да вы чего? Я же из кожи вон лезу, чтобы просто вас развлечь. Не обижайте меня, у режиссеров очень хрупкая душевная организация».
И напоследок...
«Есть очень четкая грань между простой банальностью и банальностью, которая тебя вдохновляет, — она называется надежда».
Комментарии