В новом выпуске «Коллекционеров» сооснователь студии Wood Deed Артём Летунов рассказывает о своей любви к cтульям.
Артем Летунов
Артем Летунов: «Я с детства любил лазить по помойкам, впрочем, как и любой пацан, выросший во дворе. Помойка – это кладезь всяких штучек-дрючек, которые представляют особый интерес, в узких кругах, конечно. Вначале это были какие-то старые, поломанные игрушки, потом детали от мопеда. В детстве я собирал «Ригу-22», но так и не собрал, к сожалению. С годами желание заглянуть на помойку как-то не прошло. Когда тебе под тридцать, таскать из урны разный хлам не к лицу, поэтому в голову и пришла мысль собирать стулья и разную мебель или части от них.
Мой основной «склад» – это четыре помойки на «Соколе», в этом районе я раньше жил. Однажды я там обнаружил неплохой сервант с закругленными стеклами-дверцами, которые хорошо сохранились. Домой он никак не вписывался, поэтому я решил сфотографировать его и выложить, на случай если вдруг кто-нибудь искал. Его забрали в течение двух часов.
Чаще всего мои находки происходят случайно, я нахожу стулья на помойке возле нашей мастерской, в контейнерах во дворах у друзей, в дороге. Если я еду на машине, то останавливаюсь и заглядываю, но на себе таскать не очень удобно.
Первые стулья я ставил дома: какие-то стояли просто так, другие я чистил, обивал новенькой тканью и использовал по назначению. Как-то мой друг привез мне ткань под обивку с веселыми принтами, она не заставила себя долго ждать и быстро оказалась на моих любимых стульях.
Работать с таким предметом, как стул, очень занятно и увлекательно. По окончании реставрации не только чувствуешь себя удовлетворенным от проделанной работы, но и ощущаешь, что подарил жизнь угасающему предмету. Эти эмоции ничто не заменит.
Я придерживаюсь одного правила при решении «брать или не брать»: предмет должен мне просто понравиться. Вряд ли мне приглянется стул изначально дешевый, который ничто не спасет. С другой стороны, я могу прихватить кусок деревяшки, в которой можно разглядеть что-то интересное. Совсем поломанный не возьму, с того света возвращается меньшинство, дерево – это хрупкий материал.
Вообще, реставрация – это совсем другая наука, это восстановление утрат в стилистике объекта. Мы же занимаемся немного другим направлением. Мне безумно нравится использовать найденные вещи, додумывать их. Пол-офиса нашей мастерской заставлено мебелью, сделанной из подобранных на улице предметов. Кстати, нам часто пишут с просьбой забрать старую мебель. По возможности мы приезжаем, так что за сообщения мы будем очень благодарны. Сейчас все «добро» хранится у меня в мастерской, места для моей коллекции достаточно.
Cтулья:
Эти стулья и кресло мне подкинул мой друг Миша Кыштымов. У него возле дома настоящая «животворящая помойка». Конечно, все знакомые и друзья в курсе, чем мы занимаемся и увлекаемся, поэтому наиболее сознательные присылают фотки с мест. Если есть возможность, мы быстренько их увозим. Так и случилось с этими «дружками». Такие стулья представляют особую ценность. Они сделаны в советские времена, собраны на болты и саморезы, в отличие от более дешевых моделей, собранных на клей. На сегодняшний день такие стулья наиболее качественные и дорогие экспонаты в Европе. Они не просто выглядят классно, они еще и удобны.
Эти четыре стула мы с Алексом нашли в контейнере во дворе мотокафе «Энтузиаст, когда пытались припарковать автомобиль. Мне такие не очень нравятся, но их четыре – это же целая семья.
Белый стул с ленточками – это мое первое приобретение, его я нашел у себя в подъезде. Вообще, такие стулья называются «венскими», хотя никакого отношения к Вене они не имеют. Это самый дешевый стул, который можно встретить.
Это одни из первых. Они сделаны где–то в Европе. Они обиты модной тканью с принтами, которую привез мне друг. Я их выставлял уже на «Ламбада Маркет» и вообще.
Кресло, которое так и не дождется своего часа. Это первое кресло в моей коллекции. Я его подобрал очень давно, но руки никак не доходят, чтобы довести его до ума. Я нашел это кресло ночью. Чтобы упростить себе задачу, я просто скрутил ножки и унес их домой. Все остальное в таких креслах не представляет особой ценности.
Как-то раз по пути за хлебом я обнаружил в контейнере напротив детского сада целых одиннадцать детских икеевских стульчиков. Попросил у местных таджиков тележку и притащил все домой. Думаю, такие можно подарить кому-нибудь на день рождения, а еще на них не плохо смотрятся цветы.
Иногда я забираю с помойки предметы, которые так и останутся не использованными по назначению, такие как эти, например. Мне они нравятся только потому, что, несмотря на разную форму, они одинаково «застарились».
Вот этот стул я просто выкрал.
Мне нравится это кресло направлением ножек. Не знаю, как мы разберемся с самим креслом, но ножки – это всё!»
Фото: Алексей Калабин
Комментарии