Фото: Алик Якубович
Говоря начистоту, полноценной субкультурой гопников назвать нельзя. Сказывается отсутствие четкой системы ценностей, идеи и философии. Скинхеды протестовали против буржуазных идеалов, панки – против культуры потребления, а долгосрочные цели гопников сводились и сводятся к вопросам, у кого бы отжать мобилу и кому бы разбить лицо. Их стиль, хоть и узнаваем, но продиктован не стремлением к самовыражению, а потребностью в самоидентификации.
Однако для нашей страны гопничество – тема все еще злободневная. Слишком свежи воспоминания о «лихих девяностых». Гопники появились еще во времена СССР, но лишь в последнее десятилетие XX века феномен приобрел устрашающие масштабы. Фактически малообразованная агрессивно настроенная молодежь есть везде. Furfur публиковал целый материал о гопниках разных стран. Но после развала Советского Союза сложилась абсурдная ситуация: жизнь «по понятиям» стала символом эпохи. Гопники образовывали банды, промышляли воровством, и такой образ жизни считался крутым, а не позорным.
Фото: Алик Якубович
Чтобы стала до конца ясна та яма, в которую потихоньку скатывалась страна, представьте, что для того, чтобы пойти в школу, вам надо собраться группой из десяти-пятнадцати человек, а иначе до места назначения можно не дойти. Гопники 1990-х отличались от гопников СССР, гопников 2000-х и гопников других стран значительной численностью, поэтому само явление превратилось в абсолютную норму. К счастью, на рубеже тысячелетий ситуация поменялась: экономика окрепла, власть обрела контроль над страной, и все вздохнули с облегчением. Уровень преступности снизился, особо удачливые и предприимчивые обзавелись доходным бизнесом (помните «новых русских», вот это они), остальные устроились на работу, спились или сели. Те гопники, которых мы видим сейчас – совершенно обособленная социальная прослойка, касающаяся собратьев из 1990-х лишь косвенно.
Фото: Алик Якубович
Лет двадцать назад неотъемлемыми элементами стиля образцового гопника были остроносые туфли и кепка с коротким козырьком. Но «классика» осталась в прошлом, стали доминировать спортивные тенденции и сомнительный casual: паленые adidas, барсетки, сандалии с носками, майки в сеточку и шорты – то ли трусы, то ли все-таки шорты. Удивительно то, что эти тенденции начали постепенно просачиваться в модную индустрию. И тут нельзя не упомянуть о нормкоре. Для тех, кто еще не в теме, нормкор – осознанный отказ от диктата моды и стремления произвести впечатление своим внешним видом. И атрибуты гопничества как нельзя органичнее вписались в эту историю. Поясные сумки и треники нынче на каждом шагу, не говоря уже о сандалиях с носками, поставивших на уши все модное и околомодное сообщество.
Кепка
Классику гоп-стоп тусовки, кепку с коротким козырьком, некоторым удается облагородить, но затея рискованная. Герою блога Скотта Шумана удалось это сделать при помощи шейного платка.
Фото: Алик Якубович
Кепка Dolce & Gabbana, 9610 рублей (Far Fetch)
Фото: The Sartorialist
Спортивная одежда
Спортивная одежда в повседневной жизни – классика нормкора. В целом, никаких строгих правил тут нет, последние полтора года одежду и обувь для фитнеса сочетают с платьями, юбками, крупными украшениями и даже пальто. От золотых цепей, однако, лучше отказаться. Рекомендуем наслаждаться этой тенденцией, пока в моду снова не вошли высокие шпильки и юбки-карандаш.
Фото: Алик Якубович
Спортивные штаны Moncler, 14250 рублей (ЦУМ), майка Le Coq Sportif, цена по запросу, кроссовки Nike, 3790 рублей
Барсетки
Барсетками называют как поясные сумки, так и кожаные мини-портфели. Последние не должны иметь право на существование. А поясные сумки лучше выбирать с необычными узорами, например, ироничные варианты марки Nikita Gruzovik.
Поясная сумка Nikita Gruzovik, 1400 рублей в Good Local
Майки в сеточку
Майке в сеточку есть место в гардеробе 1% людей, которые могут сотворить с ее помощью стоящий образ. Стилисты Versace, например, могут. А вы, скорее всего, нет.
Versace SS 2015
Сандалии с носками
Сандалии с носками стали настолько популярными, что набили оскомину. Этим сочетанием лучше наслаждаться издалека. И не потому что пошло, а потому что тенденция растиражирована настолько, что уже надоела.
Фото: The Sartorialist
Часто то, что для большинства – безвкусица, для остальных – ностальгия по юности. Не зря «Бумер» все еще смотрят, а «Касту» слушают (и не только гопники). 1990-е – это наша история, и остаться к ней абсолютно равнодушным трудно. Фильм «Бумер» и песни «Касты» – примеры достойного, не топорного воплощения эстетики того времени. В моде таких персонажей, конечно, меньше, чем в кинематографе или музыке. Гоша Рубчинский, например, взял, казалось бы, провальную идею и реализовал ее на таком высоком уровне, что поразил самобытностью даже Рей Кавакубо. Еще раньше идеей заразился Денис Симачев, посчитав, что дворовый пацан – самый понятный для России образ.
Gosha Rubchinskiy SS 2012
Gosha Rubchinskiy AW 2012
Gosha Rubchinskiy AW 2012
Gosha Rubchinskiy AW 2013
Denis Simachev AW 2009
Что касается зарубежных марок, то отсылок к культуре российских гопников у них, конечно, не встретить, зато можно вдохновиться китчем.
Celine AW 2013-2014
Hermes SS 2011
Acne AW 2014
Одно из удивительнейших свойств моды – взять уродство и возвести его в культ. Принципиальный момент здесь – трансформация смысла. Форма остается, меняется содержание. Это произошло с сандалиями с носками, барсетками, олимпийками и спортивными штанами как атрибутами повседневности. Обращение к безвкусице в ее апогее – это, прежде всего, символ, и каждый, кто решается надеть те же сандалии с носками, должен осознавать истинное значение такой провокации: относительность представлений о красоте и пользу самоиронии.
B Magazine
Фото: www.emodaworld.com
Фото: Алик Якубович
Фото: Алик Якубович
Фото: Алик Якубович
Фото: Алик Якубович
Комментарии