Минутка истории: Вещи-убийцы
  • 30.07.14
  • 103171

Минутка истории: Вещи-убийцы

Мы привыкли думать, что пренебрежение своим здоровьем ради красоты – тенденция XXI века. ­­У женщин примерно до середины предыдущего столетия не было возможности лечь под нож, чтобы первый размер стал третьим, а живот не выпирал. Однако они придумывали массу других занимательных способов навредить себе, а порой и окружающим. И в этом им помогали предметы обихода, без которых жизнь тогда казалась еще более немыслимой, чем жизнь без юбки в пол персикового цвета для некоторых современных девушек.

Корсет: смерть от удушья

До того момента, как в начале XX века Поль Пуаре на пару с Коко Шанель избавили женщин от корсетов, от него успело пострадать немало европеек. Степень фанатизма в разные времена колебалась, как и представления об идеале. Если в предыдущем столетии талия в 60 сантиметров считалась осиной, то в конце XIX века этот параметр был почти в два раза меньше – 33 сантиметра. А все из-за популярной в то время французской певицы-актрисы Полин Полер, достигшей пресловутого совершенства. Конечно, и в наше время есть свои Полин: Дита Фон Тиз, например, избавившаяся от нижней пары ребер хирургическим путем. Но женщинам, не заставшим появление пластической хирургии, приходилось значительно сложнее: они всю жизнь страдали деформацией внутренних органов, сокращением объема легких, а порой и неспособностью выносить ребенка. Думаете, в прошлом девушки пользовались нюхательными солями так часто из-за излишней впечатлительности? Им просто было нечем дышать, поэтому они постоянно падали в обморок.

«Музыкальный день», Эдуардо Леон Гарридо, XIX век

«Музыкальный день», Эдуардо Леон Гарридо, XIX век

Справа: Полин Полер, слева: съtмка итальянского Vogue

Справа: Полин Полер, слева: съемка итальянского Vogue

Белила, пудры и средства для депиляции: смерть от отравления

Лицо страдало не меньше. Помимо осиной талии в XVII-XVIII веках эстетическим совершенством считалось бледное личико. Тональных кремов не было, зато были свинцовые и цинковые белила, мышьяк и уксус, который приходилось пить. Ну и что, что кожа очень скоро покрывалась язвами, зато была белее снега. Яды применялись и для депиляции: использовался состав на основе извести и мышьяка. А с пигментацией боролись при помощи соединений цианистого калия.

«Генриетта Мария», Антонис Ван Дейк, XVII век

«Генриетта Мария», Антонис Ван Дейк, XVII век

Изумрудно-зеленая ткань: смерть от отравления

Зеленого мерцающего цвета в одежде и интерьере, популярного в викторианскую эпоху, также добивались с помощью мышьяка. Травились, естественно, причем не только знатные дамы, но и изготовители: портнихи и текстильщики. В таких платьях опасно было даже потеть: выделяемый пот заново впитывался в кожу уже с отравой.

Фото: http://www.macleans.ca/culture/arts/deadly-victorian-fashions/

Фото: www.macleans.ca

«Королева Виктория», Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855 год

«Королева Виктория», Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855 год

Кринолины: вероятность сгореть заживо

Кринолины были популярны в XIX веке в Англии. За десятилетие, с 1860 по 1870 год, от «кринолиновых пожаров» погибло около 3000 женщин. Огнестойкие ткани считались чересчур уродливыми, чтобы их носить. Однако известен случай спасения жизни кринолином. В 1885 году в The Times была опубликована заметка о женщине, спрыгнувшей с моста и выжившей благодаря кринолину, сыгравшему роль парашюта. До сих пор ведутся споры, насколько это возможно, но инцидент быстро стал известной бристольской байкой.

«Императрица Евгения в окружении дам», Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855 год

«Императрица Евгения в окружении дам», Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855 год

Беладонна и паслен: потеря зрения

Чтобы придать выразительности взгляду, в глаза часто капали белладонну или паслен: зрачки расширялись, появлялся «загадочный» блеск. Такой метод нередко приводил к галлюцинациям и слепоте. В тех же целях и с тем же результатом в древнем Египте применялся сульфид сурьмы.

«Дама в мехах», Эль Греко, 1577-1580 годы

«Дама в мехах», Эль Греко, 1577-1580 годы

Бинтование и перетяжка груди металлическими пластинами: деформация молочных желез

В Средневековье Церковь очень сильно влияла на представления о прекрасном, усиленно пропагандируя асексуальность. Так как искусство того времени было неотделимо от религии, то по девушкам с гравюр можно легко отследить идеалы красоты прошлого. Героиня Средних веков выглядела примерно так: миниатюрные руки и ноги, высокий лоб, круглый живот, светлые волосы, плоская грудь. Для того чтобы сделать округлые формы как можно более незаметными, грудь перебинтовывали и перетягивали металлическими пластинами уже с детства.

«Мария бургундская», Михаэль Пахер, 1490 год

«Мария бургундская», Михаэль Пахер, 1490 год

Парики: смерть от инфекции

В ХIV-ХVIII веках торжествовала мода на парики. Порой они доходили до таких абсурдных размеров, как, например, во времена Марии-Антуанетты, что в них селились грызуны, привлеченные запахом сала, служившего клеем и державшего конструкцию на голове.

«Мария Антуанетта», Джозеф Дюкре, 1769 год

«Мария Антуанетта», Джозеф Дюкре, 1769 год

Фильм «Мария Антуанетта», София Коппола, 2005 год

Фильм «Мария Антуанетта», София Коппола, 2005 год

Кира Найтли в фильме «Герцогиня», Сол Дибб, 2008 год

Кира Найтли в фильме «Герцогиня», Сол Дибб, 2008 год

Мужские цилиндры: смерть от отравления

Многие головные уборы, начиная со времен Средневековья, отделывали бобровым мехом: наполеоновские треуголки, широкополые шляпы французских шевалье, кокетливые дамские шляпки для верховой езды, цилиндры с гнутыми полями и другие. Тогда мало кто задумывался о том, что модный аксессуар мог привести к преждевременной смерти. И на этот раз, жертвами становились, в основном, мужчины. Дело в том, что в процессе выделки фетра, использовавшегося для изготовления головных уборов, применялась ртуть. Бытует мнение, что Безумный Шляпник в «Алисе» страдал от ртутного отравления.

«Герберт Бернард Джон Эверетт», Уильям Орпен

«Герберт Бернард Джон Эверетт», Уильям Орпен

Джонни Депп в роли Безумного шляпника в фильме «Алиса в в стране чудес», Тим Бертон, 2010 год

Джонни Депп в роли Безумного шляпника в фильме «Алиса в в стране чудес», Тим Бертон, 2010 год

Было бы логично завершить повествование выводами о том, что современная медицина – это чудо, или, напротив, посетовать на то, что косметика из мышьяка не может сравниться с ужасами пластической хирургии. Однако представления о красоте и готовность пойти на жертвы ради картинки, засевшей в голове, – это результат не только конкретного исторического контекста, но и степени закомплексованности и свойств характера. Единственное, о чем полезно помнить всегда, это то, что тело у каждого одно, и его надо беречь.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама