При слове «готика» большинство представляет мрачных людей в черной одежде. Однако с исторической точки зрения эти представления никак не соотносятся с реальной модой готической эпохи с ее многослойностью, богатыми головными уборами и остроносыми туфлями.
Фото Craig McDean для Vogue Italia, май 2009
Эпоха готики пришла на смену романике и чаще всего ограничивается историками рамками XII и XV-XVI веков. Пока на Руси господствовало татаро-монгольское иго, в Западной Европе организовывались Крестовые походы, начиналась эпоха Великих географических открытий и бушевала чума.
Этот период важен для истории европейского костюма, потому что, как считают критики, именно в это время появляется такое социальное явление, как «мода». То есть костюм в Европе начинает сравнительно часто меняться: портные изобретают новые фасоны, и аристократия чутко реагирует на смену вкусов, подражая друг другу. Все это порождает некоторую общность европейских нарядов, которая прослеживается до сих пор.
В конце XIV и начале XV века среди раздробленных феодальных государств возвышается Бургундия. Слава о роскоши ее двора распространилась по всей Европе. Наряд бургундской знати становится эталоном готического костюма.
К одежде этой эпохи впервые можно применить слово женственность. Она появляется вследствие двух тенденций: прославления культа Прекрасной Дамы и ослабевания церковного учения о греховности плоти. Центром светского общества становится женщина. Она, в свою очередь, старается быть привлекательной. Правда, каноны красоты того времени непривычны для современного зрителя.
Перед нами портрет Изабеллы Португальской, бургундской герцогини, третьей жены Филиппа Доброго. На ее портрете работы нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена мы рассмотрим несколько характерных деталей костюма этой эпохи. Чтобы узнать о разных элементах костюма, наведите курсор мышки на картину.
На миниатюре XV века представлен модный в то время силуэт: высокая тонкая фигура. Благодаря эннену, конусообразному головному убору с длинной вуалью, шлейфу платья и остроносой обуви пропорции удлиняются и напоминают о шпилях готических соборов:
В последней четверти XV века Италия становится новым торговым центром, что способствует постепенной смене бургундского костюма на итальянский. Вскоре стилистика Возрождения сменит готику, причем не только в изобразительном искусстве, но и в моде.
Комментарии