Несмотря на революционное открытие Жосефа Нисефора Ньепса в 1816 году, который впервые получил бумажные фотографии, в модные журналы фотоснимки придут лишь в 40-50-х годах XX века. Сейчас выбирая журнал в газетном киоске, мы теряемся в пестрых глянцевых обложках с однотипными фотопортретами моделей и знаменитостей. Так было далеко не всегда. В начале XX века модный журнал был вожделенным арт-объектом каждой уважающей себя модницы. Это вполне объяснимо: в штате редакции состояли самые видные мастера своего времени.
Эрте (Роман Тыртов)
Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, а одно время был даже художником голливудской студии Метро-Голдвин-Мейер, где работал над несколькими фильмами. В 1915 году молодой художник заключил долгосрочный контракт с журналом Harper's Bazaar, для которого сделал более 200 великолепных обложек в узнаваемом сказочном стиле. Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Любая элегантная женщина, интересующаяся модой по обе стороны Атлантики, знала его и безоговорочно верила его вкусу. Ведь он был больше, чем художник: он сочетал фольклорные мотивы со стилем модерн.
Harper`s Bazaar, ноябрь 1923 года
Harper`s Bazaar, декабрь 1932 года
Harper`s Bazaar, апрель 1918 года
Леон Бакст (Лев Самойлович Розенберг)
Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и США в начале XX века. Бакст оформил ставшие известными на весь мир постановки «Шахерезады» и «Дафниса и Хлои». В творчестве одного из самых значимых представителей группы «Мир искусства» сочетались сочная цветовая гамма и строгие линии, помпезность и утонченная изысканность.
Неудивительно, что звезду антрепризы Дягилева хотели заполучить все самые видные журналы. Обложку декабрьского выпуска 1915 года Harper`s Bazaar, как мы знаем, самого нарядного в году, украшают танцоры лезгинки в нарядах Бакста.
Мир искусства, 1902 год
Иллюстрация костюма Иды Рубинштейн
Harper`s Bazaar, декабрь 1915 года
Жан Кокто
Один из самых неоднозначных представителей парижской богемы первой половины XX века дружил с Эльзой Скьяпарелли и Коко Шанель, Марселем Прустом и Пабло Пикассо. Этот художник и драматург в одном лице не только оказал влияние на сюрреалистов, но и успел оставить след в искусстве иллюстрации. Редакторы модных журналов обожали его за информацию о творческой элите Парижа из первых уст, а читатели Harper`s Bazaar – за острый язык в статьях и художественные иллюстрации.
Harper`s Bazaar, ноябрь 1946 года
Иллюстрация платья Эльзы Скьяпарелли, нарисованная Кокто для Harper`s Bazaar в 1937 году
Адольф Кассандр (Адольф Жан-Мари Мурон)
Биография-мечта для всех графических дизайнеров: украинец по происхождению и француз по духу создавал афиши для спектаклей и декорации для театров, разрабатывал новые шрифты, которые должным образом оценили в свое время Пабло Пикассо и Марк Эрнст. Вершиной его творчества считается создание логотипа-аббревиатуры модного дома Yves Saint Laurent в 1963 году.
Harper`s Bazaar, ноябрь 1939 года
Harper`s Bazaar, октябрь 1938 года
Сальвадор Дали
Мода, глянец и богема всегда привлекали художника: один только журнал Life публиковал материал о нем аж семнадцать раз. Дали было не остановить, он реализовывал свои самые неожиданные фантазии, пробуя себя в различных сферах: он успел побывать ювелиром, модельером, иллюстратором. Дали стремился успеть всё.
На страницах Vogue и Harper's Bazaar образы моделей, силуэты брошек, перчаток, крохотных сумочек текли и преломлялись, отбрасывая причудливые тени. В каждой иллюстрации художник рассказывал удивительную сказку с непредсказуемым сюжетом, который каждый зритель додумывал для себя сам.
Vogue, апрель 1944 года
Vogue, июнь 1939 года
Энди Уорхол
Основоположник поп-арта начинал свою карьеру в качестве коммерческого иллюстратора для модных журналов. После сотен рисунков туфель, флаконов, помад и тушей Уорхол найдет красоту в той самой красной банки супа. А пока на дворе 1949 год, он переехал из Питтсбурга в Нью-Йорк, рисует для Harper`s Bazaar и еще не подозревает о своем грандиозном успехе.
Иллюстрации Уорхола для Harper`s Bazaar
Иллюстрации Уорхола для Harper`s Bazaar
Vogue, декабрь 1983 - январь 1984 год
Харрисон Фишер
Знаменитый иллюстратор Харрисон Фишер выполнил более 200 обложек для Cosmopolitan начала XX века. Его стиль рисунка был настолько узнаваем, что читательницы прозвали его «отцом тысячи девушек», имея в виду красавиц из журналов. Долгое время считалось, что он работал только на Cosmpolitan, но недавно нашли несколько обложек The Saturday Evening Post.
Cosmpolitan, октябрь, 1924 год
The Saturday Evening Post, май, 1910 год
The Ladies` Home Journal, август, 1913 год
Сара Стилуэлл (Сара С. Стилуэлл Вебер или просто ССС)
Девушка прославилась, прежде всего, как мастер иллюстрации книг для детей, но, благодаря своим экзотическим образам, была востребована среди издателей модных журналов. Критики начала XX века шутили, что каждая девушка мечтает похудеть так, «как девушки на обложке ССС.
Harper`s Bazaar, январь 1914 года
The Saturday Evening Post, январь 1916 года
К сожалению, в XXI веке нет нового Уорхола, который увидит красоту в бытовых безделушках, сказочного Эрте с чародейками эпохи джаза, Бакста с его театрализованными шоу на обложках журналов. Зато появились Джефф Кунс с «виртуальными» скульптурами и polka dots Яёй Кусамы.
Комментарии