«Британская империя умерла. Как и эпоха культурных трофеев», – такими словами заканчивается статья английского арт-критика Джонатана Джонсона в The Guardian. Ему вторит Дж. Дж. Чарльзворт в Art Review: сам факт референдума в Шотландии показал, что система Британской империи безнадежно устарела и пора оставить свои политические иллюзии, а заодно и все притязания на доминирование в арт-сфере. Древнегреческие статуи, которые последние 150 лет находятся в Британском музее, называют не иначе как «награбленными трофеями». Отсюда и развернувшаяся в стране кампания по возвращению антиков на родину.
Сейчас в Европе начинается вторая волна реституций. Вопрос возвращения предметов искусства, незаконно вывезенных из завоеванных стран, также остро стоит во Франции и Германии. Впрочем, было бы ошибочно считать это только европейской проблемой: Япония тоже была вынуждена вернуть Южной Корее около 1400 произведений. Такая тенденция объясняется глобализацией, когда национальная идея ставится ниже межгосударственных интересов.
В России ситуация иная. После Второй мировой войны советские войска вывезли огромное количество произведений из музеев и частных коллекций Третьего Рейха. Позже, в 1955 году СССР вернул картины музеям Восточной Германии и стран, подписавших Варшавский договор. Экспонаты из ФРГ долгое время хранились в Москве, Ленинграде и Киеве под грифом «Секретно», хотя остальные страны-победители уже отдали большинство вывезенного. Как истинная империя, Советский Союз не считался с мнением европейской общественности. Только в 1992 году Гельмут Коль и Борис Ельцин начали обсуждать возможности возвращения в Германию вывезенных произведений. Однако на этой стадии все и закончилось: в 1995 году Россия наложила мораторий на реституцию.
Проблема возвращения произведений, которая стоит в Западной Европе, распространяется только на плоскость послевоенных трофеев, в то время как в России все намного сложнее. После революции советские музеи обогатились за счет частных «раскулаченных» коллекций. Поэтому критики реституции опасаются, что при передаче вещей иностранным наследникам, российские потомки коллекционеров смогут заявить о своих правах. Так что можно с уверенностью сказать, что предметы, приведенные ниже в списке, останутся в отечественных музеях навсегда.
«Неведомые шедевры» в Государственном Эрмитаже
Работы французских художников XIX – XX веков из собраний Отто Кребса и Отто Герстенберга во время Второй мировой войны были спрятаны, а затем вывезены в Советский Союз. Много картин из коллекции было возвращено Германии, но часть находится в Эрмитаже.
Центральное место занимают работы импрессионистов и постимпрессионистов. Это Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн – всего более 70 полотен художников первой величины.
Пабло Пикассо «Абсент», 1901 год
Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879-1880 гг.
Балдинская коллекция графики в Государственном Эрмитаже
Коллекция состоит из более чем 300 рисунков таких известных западноевропейских художников, как Дюрер, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Гог. Собрание было случайно найдено советскими солдатами в одном из замков, куда его перевезли из бременского Кюнстхалле. Капитан Балдин спас драгоценные листы от расхищения и отправил их в Москву. Сейчас они находятся в Эрмитаже.
Альбрехт Дюрер «Женская баня», 1496
Винсент Ван Гог «Кипарисы в звездную ночь», 1889 год
Коллекция Франса Кенигса в Пушкинском музее
Банкир Франс Кенигс был вынужден продать свою богатую коллекцию рисунков старых мастеров, и к началу Второй мировой войны она оказалась в Дрезденской галерее, откуда и была вывезена советскими войсками. Вплоть до начала 1990-х годов рисунки тайно хранились в Москве и Киеве. Затем, в 2004 году, Украина передала наследникам хранившиеся у нее листы. Москва же не уступает: 307 рисунков находятся в Пушкинском музее.
Рисунок работы Питера Пауля Рубенса
Рисунок работы Рембрандта ван Рейна
«Золото Шлимана» в Пушкинском музее и Государственном Эрмитаже
Предметы были найдены немецким археологом Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 годах. Коллекция состоит из 259 вещей, датированных 2400 – 2300 годами до н. э. Предметы из золота, серебра, бронзы и камня до войны хранились в Берлине. Сейчас самые ценные из них находятся в Пушкинском музее, остальные – в Эрмитаже, и вряд ли что-то изменится. Ирина Антонова, бывший директор Пушкинского музея, так сказала о реституции: «Пока у нас будет золото Трои, немцы будут помнить, что была война и что они ее проиграли».
Большая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.
Малая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.
Библии Гутенберга в Российской государственной библиотеке и библиотеке МГУ
Европейское книгопечатание зародилось в Германии в XV веке. Иоган Гутенберг в середине 1440-х годов в городе Майнце выпустил первую книгу – 42-х строчную Библию. Ее тираж составил 180 экземпляров, однако к 2009 году их сохранилось всего 47 штук. Кстати, один лист этой книги стоит 80 тысяч долларов.
Советские войска вывезли две Библии из Лейпцига. Одна из них хранится в библиотеке МГУ, а о существовании другой власти объявили лишь в 1990-е. Этот экземпляр находится в Российской государственной библиотеке.
Страница Библии
Комментарии