На прошлой неделе влиятельная в арт-сфере газета The Art Newspaper опубликовала статью, в которой журналист София Кишковски рассуждает о современном искусстве в России. После комментариев, полученных от российских художников и кураторов, автор делает вывод: цензура заставляет русских арт-деятелей покидать насиженные места, причем чаще всего в пользу немецкой столицы.
Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, российские художники, чье самое известное произведение – фреска на Берлинской стене, на которой изображены целующийся Брежнев и Эрих Хонеккер. Переехали в Берлин
Станет ли Берлин центром русского искусства, как Париж в начале XX века, будет ясно в конце года, но всегда было очевидно, что не только цензура влияет на состояние современной художественной культуры, но и деньги.
Как и мы, арт-обозреватель The Guardian Джонатан Джонс читает The Art Newspaper. Статья Софии Кишковски натолкнула его на рассуждения об экономическом влиянии России на арт-индустрию. Ведь русские олигархи всегда активно участвовали в мировых аукционов. По мнению автора, русские деньги, вливавшиеся через торги, организации выставок и благотворительность, только помешали искусству: «Русские деньги? Это один из главных недостатков мировой арт-индустрии, темное пятно на ее репутации».
Роман Абрамович и Дарья Жукова, директор центра современного искусства в Москве «Гараж»
При всей громогласности выводов, истина, как известно, где-то рядом. Журналисты сколько угодно могут злорадствовать по поводу ухода российского капитала с арт-рынка, однако искусствоведам не до смеха. С началом кризиса три главных покупателя, Вексельберг, Абрамович и Фридман, потеряли несколько десятков миллионов, в связи с чем аукционы забили тревогу. Опасения западных кураторов уже начали оправдываться: как мы уже писали, последние торги Sotheby's и Christie's прошли неудачно, отечественные коллекционеры затаились.
Практически одновременно оба журналиста, Кишковски и Джонс, обратили внимание на место России в сфере искусства. Только под разными углами: Кишковски рассуждает об опасности современного политического режима в России для местных художников, а Джонс пишет о значении русских денег для всех художников вообще. Вывод при этом у них схож: из-за экономики или политики, но все говорит о кризисе российской культуры.
С западными журналистами можно согласиться. Впрочем, дело ведь не в недостатке финансирования и цензуре. От того, что художники, не согласные с политикой России, покидают страну, искусство не станет ни лучше, ни хуже. Цензура никогда не останавливала творцов: достаточно вспомнить советское неофициальное искусство 1980-х годов. А что до русских олигархов, то многие из них все равно будут скупать все, что дают. Такая уж природа.
Тимур Новиков «Город». Начало 1980-х годов
P.S. По поводу уехавших художников сразу вспоминается история об Александре Иванове. Мастер всю жизнь провел в Италии и только один раз приехал в Россию, чтобы представить публике свою картину «Явление Иисуса Христа народу». В итоге умер здесь от холеры.
Александр Иванов «Явление Иисуса Христа народу». 1837-1857 годы
Комментарии