Карикатура на пророка Мухаммеда стала причиной теракта, унесшего жизнь 12 человек. То, что для одних – свобода слова, для других – надругательство над чувствами верующих.
Новый главный редактор сатирического еженедельника Charlie Hebdo Жерар Бияр считает, что каждый раз рисуя карикатуру на Пророка, журналисты этим защищают свободу вероисповедания. При этом он подчеркивает, что «религия не должна выходить на политическую арену». Весь мир, включая арабские страны, осудил теракт в Париже. Однако обсуждается интеграция мусульман в Европе и антиисламские настроения в Старом Свете. Факты говорят сами за себя: в Дрездене 30 тысяч человек вышло на улицы в знак протеста против исламизации, «Аль-Джазира» называет корреспондентов Charlie безбожниками, «Талибан» открыто поощрял убийство «неверных», а в афганских СМИ повторялась мысль, что этот теракт должен служить «сигналом тревоги для тех, кто раньше оскорблял ислам и Пророка». То есть религия все же вышла на политическую арену и, более того, стала поводом для дискуссии, что важнее: свобода слова или толерантность. Как пишет The Wall Street Journal, «это идеологический вызов, брошенный западной цивилизации и ее принципам, в том числе свободе прессы и религиозному плюрализму»
Американский политолог Сэмюэль Филлипс Хантингтон в 1996 году в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» сформулировал ход мировой истории в XXI веке. По его мнению, если раньше, до XX столетия, конфликты происходили между отдельными государствами или правителями, то после холодной войны мировое устройство изменилось принципиально. Общность идеологии и культурного прошлого породило цивилизации. Сейчас их существует семь:
- Западная цивилизация
- Индуистская цивилизация
- Исламская цивилизация
- Конфуцианская цивилизация
- Латиноамериканская цивилизация
- Православно-славянская цивилизация
- Японская цивилизация
Основным пунктом для разделения цивилизаций служит религия. Это отправная точка всех споров, потому что именно вера является основой для культурного разнообразия, ведущего затем к более масштабным различиям в политике, экономическом устройстве и жизненных принципах в общем. Теракт в редакции Charlie Hebdo вскрыл глубинные противоречия в принципах восприятия человеческих свобод и, если более широко, в культурной парадигме между мироустройствами.
Очевидно, что сейчас в мире идет новый виток глобализации. Только на этот раз границы стираются не между Германией и Францией, Англией и США, то есть странами с одним культурным пространством, а между принципиально разными мирами – христианской Европой и мусульманским Ближним Востоком. Причем Запад сам выступил с инициативой к сближению. К чему это привело? К невозможности прежней жизни при сохранении старых правил игры.
Теперь это не локальные междоусобные стычки на окраине Европы, вроде Чечни, а в самом центре – Париже, которые в итоге держат всю Европу в страхе. Причем страхе обоюдном: европейцев перед мигрантами и мусульманским населением перед ростом антиисламских настроений. Долгое время Старый Свет не задумывался о границах свободы слова в условиях растущих мусульманских общин, которые во множестве появлялись в европейских городах. Потому что европейцы не могли представить, что за карикатуру можно убить. На следующее утро после теракта бельгийские газеты вышли с заголовками «Мы на войне». На войне с кем? Вероятно, с другим способом мышления и системой ценностей.
Интересно, как события в Париже внезапно взбудоражили российское общество. Тысячи людей не выходили на улицы при начале войны в Ираке или в поддержку жертв цунами в Индонезии, когда погибло 235 тысяч человек. Но вышли из-за этих 12: на митинг в Грозном, по уверениям МВД, собралось более 800 тысяч человек. Правда, «Аль-Джазира» насчитала всего несколько десятков тысяч участников, но дело здесь не в цифрах. Причина такой активности очевидна: многоконфессиональность принципиально важна для России. Мы не можем себе позволить немецких вольностей с антиисламскими митингами и иранских протестов с лозунгами «Смерть Франции», иначе Российская Федерация просто прекратит свое существование. Поэтому митинг в Грозном оплачивается правительством, РПЦ осуждает «зло, которое пытается внести Запад между нашими религиями», а в Москву на выставку везутся волосы Пророка. Для славянской цивилизации теракт в Париже – повод не только еще один обвинить Запад в «загнивании», но и вспомнить о своем культурном разнообразии и том, что может произойти, если не соблюдать правила.
P.S. На этом фоне Китай выглядит островком спокойствия и предсказуемости. Культура этой страны за свою многотысячелетнюю историю не создала единого божества, ради милости которого необходимо браться за оружие. Главной целью Поднебесной является превращение мира в лавку китайских товаров. И пока западная, славянская и арабская цивилизации погружены в свой «междусобойчик», понятно, кто на самом развивается и завоевывает мир – вообще без религии.
Комментарии