20 января Федерико Феллини исполнилось бы 95 лет. Его главным шедеврам уже больше сорока лет, но они абсолютно не подвластны старению. Фильмы Бергмана уже давно стали той священной классикой, на которую и дышать то страшно, фильмы Чаплина, несмотря на всю их живость, только формировали киноязык и поэтому тоже очень привязаны к своему времени. Фильмы Феллини живее всех живых. Их стыдно называть классикой – потому что они не походят на наших бабушек и дедушек и даже на мам и пап. Они вечно молоды и не перестают вдохновлять всех тех, кто с ними сталкивается.
Феллини вездесущ и неиссякаем – массовая культура до сих пор питается его идеями. Даже если вы не смотрели ни «8 1/2», ни «Сладкую жизнь», ни «Ночи Кабирии», вы сталкивались с Феллини – в музыкальных клипах, фильмах модных режиссеров и даже рекламе.
Музыкальные видео
Если бы Феллини был моложе лет на сорок, он точно снимал бы клипы для музыкантов – во время его творческого расцвета еще не было такого жанра, а эстетика итальянского режиссера как ни у кого подходит для формата музыкального видео. Не удивительно, что клипмейкеры цитировали и продолжают цитировать Феллини.
Клип британской группы R.E.M. Everybody hurts вдохновлен начальной сценой из «8 1/2» – сном главного героя.
Wonderful life британских электронщиков Hurts – более завуалированная отсылка к «8 1/2» – в клипе передана атмосфера фильма, да и главный герой видео – прототип Гвидо Ансельми в исполнении Марчелло Мастроянни.
Любительница постмодернистских шуток Леди Гага тоже вспомнила Феллини в своем раннем клипе Paparazzi. На этот раз объектом цитирования послужила «Сладкая жизнь» – Paparazzi наполнен похожими ироничными и в то же самое время упадническими метафорами, связанными с богемным образом жизни. Кстати, слово «папарацци» появилось как-раз в «Сладкой жизни» – так звали назойливого фотографа, выслеживающего знаменитостей.
Высокая мода
Феллини большое внимание уделял визуальной составляющей своих фильмов. Его героини всегда выглядели шикарно, а их наряды становились предметами восхищения всех женщин, следящих за модой. Чего только стоят вычурные наряды героинь из фильма «Джульетта и духи» или безукоризненно стильные и абсолютно вневременные образы из «Сладкой жизни».
Естественно, фильмы Феллини стали предметами вдохновения и для дизайнеров одежды. Два года назад Жан-Поль Готье выпустил коллекцию «Парижанка», посвященную героиням режиссера.
Швейцарский производитель часов Chopard создал коллекцию La Strada, которая была вдохновлена роскошным итальянским кинематографом и, в частности, образами некоторых героев из фильмов Феллини.
Итальянским брендам и дизайнерам сам бог велел обращаться к наследию своего великого соотечественника: Miu Miu в 2009 году создали коллекцию Ad Campaign в барочном стиле поздних работ Феллини, а Осенне-зимняя коллекция 1997-1998 Dolce & Gabbana была вдохновлена фильмом «Ночи Кабирии».
Кино
Влияние Феллини на последующие поколения режиссеров неоспоримо – многие самые яркие и почитаемые кинодеятели современности постоянно признаются в любви итальянскому маэстро.
Тим Бертон: «Мне кажется, он сумел ухватить дух и магию создания фильма – нечто прекрасное, которое ты хочешь вобрать в себя, потому что оно дает энергию, чтобы двигаться дальше».
Отсылки к фильмам Феллини можно заметить во многих фильмах Бертона, но главным посвящением американского режиссера своему итальянскому учителю является «Крупная рыба», чей светлый сюрреализм постоянно напоминает о «Джульетте и духах» и «Амаркорде». А финальная сцена, в которой на похороны главного героя – большого выдумщика и фантазера приходят все герои его небылиц, отсылает к финальной сцене «8 1/2».
Дэвид Линч: «Фильмы Феллини пробуждают воображение. Они такие волшебные, лирические, удивительные и изобретательные. Этот парень уникален. Если бы его фильмы взять и выкинуть, в кинематографе зияла бы огромная прореха. Нет ничего похожего на них даже близко».
Линч вслед за Феллини уделяет огромное внимание магии цвета – его цветовая гамма завораживает и погружает в сюрреалистический мир фантазии. Можно вспомнить знаменитую сцену из фильма Линча «Малхолланд драйв» в клубе Silencio. Эта сцена пропитана феллиниевским мистицизмом.
Неизвестный поклонник Квентина Тарантино: «Если бы не фильмы Тарантино, я никогда не узнал бы Годара, Трюффо и Феллини».
Квентин Тарантино, как известно является фанатичным киноманом и обильно заправляет свои картины цитатами из совершенно разных фильмов прошлого. Интересно, что знаменитая сцена танца Умы Турман и Джона Траволты из «Криминального чтива» отсылает к похожей сцене из «8 1/2».
Федерико Феллини – целый мир, изучать который одно удовольствие. Художественные поиски автора «Амаркорда», «Ночей Кабирии», «Сладкой жизни», «8 1/2» и еще целого ряда великих фильмов заложили основы новых киножанров, вдохновили несколько поколений художников, дизайнеров, музыкантов и режиссеров и теперь только от нас зависит, станет ли это наследие хрестоматийным прошлым или останется живым и изменчивым настоящим. Мы точно знаем, что если наша статья сподвигнет тех, кто пока еще не в теме, посмотреть эти потрясающие фильмы и понять, насколько они актуальны и своевременны, на небе улыбнется один веселый 95-летний итальянец.
Комментарии