«Левиафан» Андрея Звягинцева продолжает идти к вожделенному «Оскару» за лучший фильм на иностранном языке. Фильм уже взял «Золотой глобус», что уже является заявкой на победу – за последние пять лет фильмы, награжденные Американской киноакадемией обязательно брали перед этим «Золотой глобус». Вряд ли «Левиафан» станет исключением. Так что можно готовиться к торжественному возвращению Звягинцева с золотой статуэткой. Но даже если и не возьмет, то гордиться все равно есть чем. Не правда ли?
Номинация на «Оскар» вкупе с пессимистичным тоном «Левиафана» стали поводом для появления весьма спорных высказываний о том, что фильм выбрали в Америке только за то, что он показывает российскую жизнь не с лучших сторон. В нашей стране, видимо, жизнь веселее, ярче и беззаботнее, как, например, показана в народном любимце «Горько!», который тоже претендовал на «Оскар». Скорее всего, фильм смог бы только подкрепить на Западе стереотип о том, что Россия похожа на пьяного и безумного медведя с балалайкой наперевес.
Мы, в свою очередь, провели небольшое исследование и выяснили, что номинация «За лучший фильм на иностранном языке» с политикой никак не связана – фильмы оценивают в первую очередь по их художественным качествам. Также существует ряд тем, которые с большой вероятностью могут «выстрелить» и покорить Американскую киноакадемию. Итак, если вы не американец и намереваетесь снять фильм и получить за него «Оскара», обратите внимание на пять тем, которые охотно воспринимают академики.
1
Прекрасным материалом для оскароносной драмы является тема бренности человеческого существования и неизбежности смерти. Главный герой фильма Алехандро Аменабара «Море внутри» (2004) парализован и пытается добиться через суды разрешения на эвтаназию. У мизантропа Михаэля Ханеке в пронзительной драме «Любовь» (2012) восьмидесятилетний Жорж так любит свою уже недееспособную супругу, что лишает ее физических страданий и уходит за ней следом. Пенсионер «Нашествия варваров» (2003) Дени Аркана находится при смерти, а его семья пытается скрасить его последние дни.
Кадр из фильма Михаэля Ханеке «Любовь»
2
Подражайте классикам своей страны. Чтобы вас не заподозрили в плагиате, не скрывайте своей преемственности какому-нибудь почтенному гению. Если вы итальянец, то просто берите за основу любой фильм Феллини – это беспроигрышный вариант, ведь Федерико Ф. в свое время получил аж пять золотых статуэток. Вот, например, Джузеппе Торнаторе в 1990 году взял «Оскар» за свой собственный «Амаркорд» – автобиографический фильм о детстве «Новый кинотеатр “Парадизо”». А прошлогодний триумфатор Паоло Соррентино, недолго думая, представил свою версию «Сладкой жизни» – «Великую красоту». Весь мир в восторге, а «Золотой глобус» и «Оскар» в кармане.
Кадр из фильма Паоло Соррентино «Великая красота»
3
Не забывайте воспевать жизнь в каждом кадре, но обязательно на фоне каких-нибудь катастрофических событий, например Второй Мировой войны. Жизнь должна побеждать смерть, даже если главные герои переживают страшные трагедии. Так поступили и не прогадали Габриэле Сальваторес, в 1992 гожу взявший «Оскар» за «Средиземное море» – фильм об итальянских солдатах, мирно живущих на греческом острове во время Второй Мировой, и Роберто Бениньи, покоривший мир в 1999 году своей трагикомедией про концлагеря «Жизнь прекрасна».
4
Фильмы о том, что геи, лесбиянки и трансгендеры – тоже люди, всегда имеют успех на западных киносмотрах. Фильм Педро Альмодовара «Все о моей матери» в 2000 году получил почетный приз американской киноакадемии. Картина покорила зрителей и критиков сложной историей, в которой смешалось все: бывший муж главной героини, ставший женщиной, зараженная от него СПИДом монашка, сложные любовные отношения между двумя актрисами, одна из которых – наркоманка. В общем, со слов кажется, что это дикий треш и неразбериха, однако Альмодовар умудряется снять трогательное и очень жизненное кино, показывая мир, в котором есть место странностям.
Кадр из фильма Педро Альмодовара «Все о моей матери»
5
Фильмы о том, как можно существовать внутри, мягко говоря, неидеальной системы, оставаясь при этом человеком. В этом контексте можно вспомнить и фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», в котором главный герой оказывается в немецком концлагере, но сохраняет бодрость духа, чтобы показать пример своему малолетнему сыну. Все заканчивается трагично. В «Утомленных солнцем» (1995) Котов ни при каких обстоятельствах не теряет лица, несмотря на то, что система пытается его раздавить. Все заканчивается трагично. Звягинцев предлагает порассуждать над той же вечной темой – главный герой противостоит коррумпированному мэру маленького приморского городка, который мечтает отобрать у него его землю. Неудивительно, если и тут все закончится трагично.
Кадр из фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»
В общем, «Оскар» – далеко не так политичен, как часто думают. Картины, получившие награду «За лучший фильм на иностранном языке», в первую очередь достойны этого, как художественные произведения высокой пробы, затрагивающие при этом болезненные для общества темы или по крайней мере профессионально симулирующие проверенные временем сюжеты. Нравится ли это кому-то или нет, но «Левиафан» соответствует планке, поставленной Американской киноакадемией и политика здесь не при чем.
Комментарии