Тот факт, что гамбургер и картина современного художника одно и то же – очевидно не сразу. Однако проанализировав политику Макдоналдса и новости с аукционов, все проясняется: как любые индустрии, фаст-фуд и постмодернизм живут по одним законам рынка – все ради «бабла».
Индустрии живут сегодняшним днем и далеки от вечности: как художники стремятся отразить сиюминутную реальность, так и гамбургеры не замахиваются на высокую кухню. И фаст-фуд, и постмодерн знают, чего хотят: больше покупателей, ради чего проводятся исследования рынка и потребительского спроса и во множестве создаются нишевые товары; больше узнаваемости, для которой тратятся миллионы на рекламу и коллаборации, – и все это при огромных производственных мощностях. Что ж, раз в мире искусство и фаст-фуд действуют по одним и тем же законам, у них одинаковые цели и средства их достижения, то будет ли так кощунственно сравнить гамбургер с Дэниелом Херстом? Скорее всего, нет.
Гамбургер vs Энди
Самый покупаемый и узнаваемый продукт фаст-фуда. Он одним из первых появился на рынке и до сих пор является основой любых дальнейших изменений в меню. Аналог в искусстве – Энди Уорхол. Он один из первых поставил искусство на конвейер, превратив его в примету культуры потребления. Вся концепция в одной фразе: «Создание денег – это искусство, работа – это тоже искусство, а хороший бизнес – это лучшее искусство».
Чизбургер vs Кусама
Вроде бы, тоже классика, и хорошо продается. Все его знают, но при этом не так рекламируют – просто незачем. В мире искусства его можно приравнять к Яей Кусаме, которая творит с 1960-х. Продается лучше всех остальных современных женщин-художниц, и при этом ведет скрытный образ жизни: с 1970-х живет и работает в психиатрической лечебнице.
Биг Мак vs Кунс
Самый крупный, дорогой и рекламируемый продукт индустрии, который несмотря на цену всегда находит своего покупателя. Из современных художников это конечно Джефф Кунс, верный последователь идей Уорхола. Самый продаваемый художник современности, чья скульптура «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» была продана за рекордные 58 миллионов долларов. Так что он все делает правильно: быстро, много и конъюнктурно.
Биф а-ля Рус vs Кабаков
Даже обычный бургер при окраске в национальный колорит становится ближе к аудитории, интереснее и вроде даже вкуснее. Как здесь не вспомнить Илью Кабакова? Начав с иллюстраций для детских журналов вроде «Мурзилки» и «Веселые картинки», достиг успеха в Америке: кураторы нью-йоркской выставки «Russia!» поставили его в один ряд с Андреем Рублевым и Ильей Репиным. Несет на Запад заветы московского концептуализма с легким привкусом советского быта – за что и ценится. Илья Кабаков – самый дорогой русский художник из современных.
Новинка сезона vs Израэль
Чтобы не дать публике заскучать, нужно постоянно снабжать ее все новыми объектами для почитания. Каждый сезон фаст-фуд обновляет свое меню и, следя за экономическими показателями, принимает решение, оставлять его в списке или нет. Арт-рынок, конечно, не столь молниеносно реагирует на мировые изменения. Однако раз в несколько лет обязательно объявляется новое лицо индустрии, которое дает интервью модным ведущим и приедаются на страницах арт-журналов. Так, из последних можно назвать лос-анджелесского художника Алекса Израэля: он молод, активен и востребован. Набор произведений не нов: все те же инсталляции и видео, заставляющие задуматься о культе селебрити и вездесущем потребительстве – все в лучших традициях незабвенного Энди Уорхола.
Иллюстрации Алексея Данилова
Комментарии