Мы живем во времена рынка. И культура тоже функционирует по его законам. Только ее товаром становятся индивидуальные проекты и их авторы. Популярный французский философ Деррида – это такая же марка, как Мадонна, «Мерседес» или «Макдоналдс». Нет никакой массовой и элитарной культуры, а есть лишь маркированное пространство, состоящее из отдельных брендов. За примерами далеко ходить не надо – продаваемые художники.
Четыре хитрости, которыми пользовался Джексон Поллок, чтобы продать себя подороже
Джексон Поллок – один из самых дорогих художников современности. Его картина «№5» была продана за 140 миллионов долларов, это, конечно, дешевле, чем «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда – триптих» Фрэнсиса Бэкона, но сути дела меняет. Так или иначе, Поллок – одна из первых «звезд» в искусстве. Именно его назвали величайшим из ныне живущих художников и именно благодаря нему американское искусство почувствовало свою «самоценность» и «аутентичность».
№ 8 (фрагмент), 1943
Хитрость №1. Создать индивидуальную мифологию
Элементы мифа Поллока: индейцы, сюрреализм, психоанализ, алкоголь. По легенде Поллок несколько раз был в индейской резервации. Как шаман, он творил в состоянии транса, находясь как бы внутри картины.
В конце 1930 – 40-х годов он проходил курс психоанализа. Психоаналитик предложил ему заняться автоматическим рисованием. Так возникла идея автоматического письма как способа создания живописи. То, что создавал художник, должно было стать такой же неожиданностью для него, как и для зрителя. Так Поллок применил сюрреалистические принципы к визуальному искусству.
Женщина-луна, разрезающая круг, 1943
Хитрость №2. Придумать новую технику
Поллок отказался от мольберта и писал, расстелив холст на полу. Краска просто выплескивалась на холст. Эта техника называлась дриппинг и вообще-то ее придумал сюрреалист Макс Эрнст, но Поллок впервые применил ее к монументальным полотнам.
«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».
Так процесс творчества стал более известен, чем сами картины. Газеты даже придумали специальный термин – «танец Поллока».
Хитрость №3. Создать запоминающийся имидж
Поллок стал знаменит еще при жизни. Журналисты дали ему прозвище «Jack the Dripper» (Джек Разбрызгиватель) как «Jack the Ripper» (Джек Потрошитель). Его образ ассоциировался с разрушением и агрессией. Это были 1930 – 40-е годы, эпоха джаза, битников и интереса к саморазрушению. Большую часть времени Поллок жил уединенно на своей ферме, но раз в неделю он приезжал к психоаналитику в Нью-Йорк, после чего напивался в хлам и устраивал дебоши. Именно благодаря Поллоку самодеструктивность стала неотъемлемой частью имиджа художника. Его трагическая смерть завершила образ: Поллок разбился на машине, будучи пьяным. В данном случае популярность сыграла с ним злую шутку: полицейский, который остановил его за вождение в нетрезвом виде, увидев, кто перед ним, отпустил художника, а ведь мог и спасти.
Хитрость №4. Стать флагманом новой идеологии
После смерти Поллок был признан официальным художником США, начиналась Холодная война, а другой подходящей кандидатуры не было. Так его искусство превратилось в символ свободы. На первой Американской национальной выставке в Москве в 1959 году, его картины показали в одном ряду с машинами, кока-колой и огромным стеклянным куполом Бакминстера Фуллера.
Стереографическая фигура, 1942
Комментарии