4 мифа об импрессионизме
  • 22.04.15
  • 15059

4 мифа об импрессионизме

Практически каждую неделю публикуются сводки с очередного аукциона с новостями о том, что Моне и его сотоварищи-импрессионисты срывают крупный куш на торгах. Мир вновь сходит с ума по искусству художников, которых когда-то не принимали ни в один французский салон: дилеры платят бешеные деньги, кураторы создают экспозиции, а музеи охотятся за новыми экспонатами для своих коллекций. Россия не исключение: в Петербурге и Москве прошли выставки импрессионистов, о которых не говорил только ленивый. Чтобы помочь не опозориться во время одного из таких разговоров, мы решили опровергнуть самые распространенные мифы об импрессионистах.

1. Импрессионизм – искусство XX века

Первые картины этого направления начали появляться в 1860-х годах, а первая выставка произошла в 1874 году. Для сравнения, в России в этом же году В.Г.Перов написал «Старики-родители на могиле сына». В общем, до XX века импрессионизм успел расцвести и затухнуть. В XX столетии орудовали уже Пикассо и Матисс.

2. Импрессионисты были против реализма

Импрессионисты были как раз реалистами. Более того, они создали свой метод живописи, чтобы точнее изображать предметы. Обычно художники писали быстро, чтобы передать цвет объекта при конкретном освещении. У Моне есть серия работ, где Руанский собор написан в разное время дня. Тут важен не собор, а свет – поэтому работы импрессионистов намного реальнее, чем пейзажи XVII века, когда живописец рисовал их даже не выходя на улицу.

Клод Лоррен «Отплытие святой Урсулы». 1614 год

3. Импрессионизм был только во Франции и только в живописи

Импрессионизм – это направление в живописи, музыке и литературе. У французских художников, выставивших на скандальной выставке 1874 года свои произведения, затем появилось много последователей. Например, из российских живописцев можно вспомнить Валентина Серова и Константина Коровина. Из поэтов – Анненского и Бальмонта.

Валентин Серов «Девушка с персиками». 1887 год

Константин Коровин. Портрет Федора Шаляпина. 1911 год

4. Импрессионистов невозможно различить

Ложь и провокация. Разница есть, и сейчас мы объясним что к чему. Чаще всего импрессионисты писали пейзажи. Особенно прославились Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей. Цели у художников были одинаковыми: показать изменчивость света и природы. Однако техники у них различались.

Моне особенно часто рисовал морские пейзажи, а также сосредотачивался на конкретном объекте в разном освещении: Руанский собор, стога в поле, мост Ватерлоо. Манера письма у него широкая, мазок энергичный.

Клод Моне «Волнение моря в Этрете». 1883 год

Клод Моне «Руанский собор, западный фасад, солнечный свет». 1894 год

Клод Моне «Кувшинки». 1915 год

Камиль Писсарро известен городским пейзажем. Его отличительная черта – взгляд на город как будто с крыши. Сюжеты его картин иногда схожи с сюжетами картин Моне, но манеру письма легко отличить: мазки у мастера мелкие, как будто точками.

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр». 1897 год

Камиль Писсарро «Площадь Французского театра в Париже». 1898 год

Камиль Писсарро «Цветущее сливовое дерево». 1894 год
Сады писал и Моне, и Писсарро, но Писсарро ни с кем не спутать: его пейзажи нарисованы будто точками, в отличие от полотен с размашистыми мазками у Моне.

Есть еще один известный пейзажист – Альфред Сислей. Однако, так как он учился у Моне и Писсарро, то отличить его значительно сложнее. При насмотренности проблема решится, а пока просто можно запомнить имя.

Альфред Сислей «Стога сена». 1891 год

Клод Моне «Стога в Живерни». 1891 год

Второй популярный жанр – портрет и многофигурные композиции. Здесь наиболее известны Огюст Ренуар и Эдуард Мане. Вот их спутать практически невозможно. Во-первых, у этих художников разная манера: Ренуар писал размашисто, его модели круглолицы и пышут здоровьем. У Мане лица сложные, а манера письма более гладкая. Во-вторых, Ренуара выдает отношение к свету. Самое простое сравнение – «Завтрак на траве» Мане и «Бал в Муллен де ла Галлет» Ренуара. У Ренуара одежда людей вся в пятнах от света, пробивающегося сквозь листву деревьев, а цвета сложнее. У Мане письмо более классическое.

Эдуард Мане «Завтрак на траве». 1863 год

Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876 год

Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877 год
Технику живописи Ренуара ни за что не спутать с Мане – это особенно видно по этим двум портретам

Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер». 1882 год

Третий пункт – пастель. В этой технике писали многие импрессионисты, но особенно прославились Эдгар Дега и Анри Тулуз-Лотрек. Поначалу все просто: у Дега балерины, у Лотрека – проститутки и танцовщицы кабаре.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы». 1897 год

Анри Тулуз-Лотрек «Танец в «Мулен Руж». 1890 год

Но потом натыкаешься на ню, и понимаешь, что спасет только подпись художника. Если разобраться, то штрих у Лотрека более нервный, формы гипертрофированны, почти карикатурны, но это понятно скорее для увлеченных любителей.

Эдгар Дега «Причесывающаяся женщина». 1886 год

Анри Тулуз-Лотрек «Туалет». 1886 год

Конечно, обольщаться не стоит: прочитав этот текст знатоком импрессионистов стать не получится. В конце концов, Моне рисовал и портреты, Дега использовал не только пастель, а Ренуар в поздний период вообще начал писать в более классической манере. Чтобы действительно разобраться в вопросе – купите книгу Натальи Валентиновны Бродской. Она хорошая.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама