У российского зрителя балет чаще всего ассоциируется с «Лебединым озером», сложными па и юбками из тюля. В России танцовщица с 7 лет стоит у станка в Вагановском училище и мечтает о партии Жизели на сцене Большого театра. Однако, в Европе представления о танце и мастерстве ушли значительно дальше.
Татьяна Кузнецова, театральный обозреватель «Коммерсанта», в лекции в рамках фестиваля Dance Open объяснила на примере Франции, что сейчас балет на Западе предназначается не для узкой аудитории академических театров, а для массовой публики, собирающейся на стадионах. Он зрелищен, апеллирует к чувствам, а хореографы закрывают глаза на техническое исполнение. Конечно, умение сделать 32 фуэте ценится, однако теперь это не основной навык современного артиста.
Классический академический балет воспринимается как искусство прошлого, а сегодняшний зритель во Франции хочет видеть настоящее, и современность отражена на западной сцене по-разному – мы отобрали 5 самых интересных, на наш взгляд, постановок.
Маги Марен
Маги Марен является одним из сильнейших хореографов мира. В балете Grossland она попыталась рассказать о том, что за непривлекательной внешностью часто стоит очень ранимая душа.
Танцовщики, кстати, исполняют номер в специальных накладках, а чтобы понять суть постановки, досмотрите до конца.
Филипп Декуфле
Декуфле – хореограф, режиссер, танцовщик и актер, один из столпов contemporary dance. Будучи по первому образованию клоуном, в своих постановках он сочетает танец с элементами эстрадных и цирковых выступлений.
Мурад Мерзуки
Хореограф Мерзуки обращается в своих постановках к национальным и молодежным культурам. Именно он превратил хип-хоп в вид театрального искусства, и во Франции оценили это: в Париже его спектакли пользуются успехом, как, в общем, и во всем остальном мире.
Жером Бель
Этот французский хореограф выдвинул лозунг «Танец – это не танец». Многие его постановки посвящены одному артисту. Например, в спектакле «Вероник Дуано» танцовщица кордебалета Вероник Дуано рассказывает о своей жизни: сколько она зарабатывает, что думает о балете, почему не стала примой. Посреди рассказа она даже показывает свою любимую партию, которую ей разрешали несколько раз исполнить, – музыки нет, она танцует под собственный напев. Такая постановка считается одноактным балетом.
Бьянка Ли
Танцовщица, хореограф и режиссер Бьянка Ли не ограничивается одним направлением. В ее постановках можно увидеть элементы и хип-хопа, и классического балета. При этом часто сюжеты ее спектаклей вырастают из бытовых ситуаций. Например, сцены из жизни класса для трудных подростков во Франции.
Просмотрев эти видео, становится понятно, что французский танец разнообразен, однако объединяется общими принципами – зрелищностью и эмоциональностью. Здесь закономерно встает вопрос, почему же в России вместо современных постановок упорно ставятся «Щелкунчик» и «Дон Кихот» советского образца? Татьяна Кузнецова считает, что у этого феномена есть две причины: во-первых, общество не готово к новшествам, в головах слишком сильно засели каноны, от которых, кажется, не избавиться. Несмотря на большое количество хороших танцоров, исполняющих в том числе и хип-хоп, на большой сцене они не появляются. Во-вторых, как обычно, не хватает государственной поддержки. Поэтому contemporary dance в ближайшем будущем так и останется фестивальным искусством.
Комментарии