Время постмодерна заканчивается, и можно уже говорить о новой культурной эпохе с другими ценностями, идеалами и настроениями. И имя ей метамодернизм. Нам жить в ней и поэтому нужно знать, что к чему.
У метамодернизма есть свой манифест (2011). Его автором является австралийский художник Люк Тернер. На этот новый культурный вызов откликнулся целый ряд философов, среди которых были голландцы Тимотеус Вермюлен и Робин ван дер Аккер. Они расставили все по своим местам в статье «Что такое метамодернизм?», которая объясняет, в какую культурную эпоху мы вступили.
Люк Тернер в своем «Манифесте» ввел термин «новый романтизм», как определение настроения культуры метамодернизма. Он объяснил это тем, что общество устало от деконструкции, иронии, релятивизма и нигилизма постмодерна и возвращается к растерянной за последние сорок лет искренности и универсальным истинам. Обо всем этом можно почитать в статье того же Тернера «Метамодернизм: краткое введение».
Чтобы разобраться в том, как же понимать новый романтизм, следует вспомнить главный художественный принцип искусства эпохи романтизма XIX века. Это эскапизм, т.е. уход от действительности в миры фантазии и связанный с этим интерес к более ранним историческим эпохам. Об эскапизме можно почитать статью Р.Е. Мантова «Искусство и реальность: эстетические проблемы эскапизма».
Также рекомендуем посмотреть лекцию Михаила Немцева «Внутренняя эмиграция», в которой концепция эскапизма рассматривается в антропологическом аспекте.
Новый романтизм в кино
Венцом постмодернистского кино можно считать работы таких авторов, как Тарантино, Родригес, Альмадовар и Линч, активно цитирующих и пародирующих в своих фильмах кинодостижения прошлых десятилетий. Метамодернистами и неоромантиками можно назвать Уэса Андерсона, Спайка Джонса, Мишеля Гондри, Жана-Пьера Жене и Ричарда Кертиса. В их фильмах отсутствуют жесткость и циничность, их повествования достаточно прозрачны и понятны, несмотря на присутствие фантастических элементов. Это легкие и позитивные зрительские фильмы, не лишенные однако интеллектуальности и интертекстуальных связей, хотя традиционный для постмодерна цитатный слой, бросающийся в глаза, отсутствует.
Кадр из самого инфантильного фильма Уэса Андерсона «Королевство полной луны» (2012) стал иллюстрацией к статье Люка Тернера «Метамодернизм: краткое введение». Таким образом «Королевство» стало программным фильмом нового романтизма
У каждого из вышеперечисленных режиссеров мы выбрали по одному программному для нового романтизма фильму, о котором следует почитать (ну и посмотреть их тоже следует). Все эти пять фильмов были сняты в период между 2012 и 2014 годами, что уже может говорить о зарождающейся тенденции, а не о случайных совпадениях.
Уэс Андерсон «Королевство полной луны» (2012)
О фильме хорошо написано на сайте The Prime Russian Magazine. Дополнительно советуем почитать о 24 вещах, которые следует знать об Уэсе Андерсоне.
Спайк Джонс «Она» (2013)
Читаем подробный разбор фильма на «Сеансе».
Мишель Гондри «Пена дней» (2013)
Читаем о фильме на The Guardian.
Ричард Кертис «Бойфренд из будущего» (2013)
Читаем о фильме опять же на The Guardian.
Жан-Пьер Жене «Невероятное путешествие мистера Спивета» (2013)
Читаем о фильме на Hollywood Reporter.
Новый романтизм в музыке и музыкальном видео
Музыкальные исполнители, которых можно причислить к когорте новых романтиков, тяготеют к акустическому звучанию, обращению к психоделическому року и фолку 1960-х, простоте и наивности, декоративности и стилизации. Это такие исполнители, как Amanda Palmer, The Irrepressible, Cocorosie, Antony and the Johnsons, Devendra Banhart. В США новых романтиков от музыки связывают с понятием New Weird America, о котором можно почитать здесь и здесь.
Связь с искусством и кино нового романтизма у избранных нами музыкантов можно проследить в клипах. Они наполнены все теми же фантастическими, инфантильными образами, которые иногда ироничны, однако не настолько холодны и циничны, чтобы считаться постмодернистскими.
Новый романтизм в литературе
Понятие «постмодернизм» изначально характеризовало литературные процессы. Постмодернистскую литературу можно сравнить с вазой, слепленной из осколков, которая выглядит понятной и традиционной для масс, но знатоки могут рассмотреть каждый из кусочков и определить, откуда он взят. Литература нового романтизма теряет второе дно, а такие, казалось бы, растворившиеся в более поздних направлениях и течениях жанры, как готический роман, воскресают и набирают популярность. Одним из столпов новой готики является испанский писатель Карлос Руис Сафон, чьи книги «Тень ветра», «Игра ангела» и «Узник неба» впитали традиции готической прозы предромантической эпохи, приключенческой беллетристики Александра Дюма и раннего детектива в духе Эдгара Аллана По. Ознакомьтесь с рецензией Елены Зиновьевой на роман «Игра ангела».
Помимо Сафона следует обратить внимание на роман британской писательницы Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», который продолжает литературные традиции сестер Бронте и Дафны Дюморье, а также произведения Фионы Э. Хиггинс, чьи романы, такие, как «Черная книга секретов», отсылают к классическому викторианскому роману Чарльза Диккенса.
Новый романтизм в искусстве
Современное искусство, которое относят к новому романтизму, отличается иллюзорностью и полной отрешенностью от реальности. Новых романтиков не интересуют социальные вопросы, их произведения не являются высказываниями на наболевшие темы, они просто красивы и уводят в мир фантазии и воображения. И никакой иронии, не забываем.
Яркими представителями нового романтизма в искусстве можно назвать датчанина Олафура Элиассона, шотландца Питера Дойга, японку Ая Такано. Первый создает иллюзии из света, второй предпочитает деструктурализму наивную живопись, базирующуюся на ощущениях, воспоминаниях и фантазиях, а третья находит вдохновение в анимэ.
Работы Питера Дойга, созданные под явным влиянием Гогена, причисляют к магическому реализму. Почитать о Дойге на русском языке можно здесь. Если у вас все в порядке с английским или с Google Translator, то переходите на этот ресурс – здесь информации больше. С работами Дойга можно ознакомиться на Artnet, на официальном сайте художника или просто посмотреть следующее видео:
Стиль Ая Такано – смесь инфантильных образов из японских анимэ, сюрреалистических деталей и поп-арта. При этом картины Такано напоминают иллюстрации к детским книгам о фантастических мирах, которых никогда и не существовало. Если лет двадцать назад ее искусство стояло бы на одной полке с иллюстрациями к детским сказкам, то сейчас Такано выставляют и в престижной парижской галерее Emmanuel Perrotin, и в японском национальном музее искусств. Посмотрите документальный фильм о японской художнице, а подробно рассмотреть ее работы можете здесь.
О световом художнике Олафуре Элиассоне лучше ничего не читать, а просто послушать лекцию арт-критика Ирины Кулик «Инженерия восприятия».
Новый романтизм в моде
В моде новый романтизм тоже возможно проследить. Достаточно обратить внимание на три коллекции 2015 года, чтобы увидеть тенденцию.
Kenzo, Fall 2015
Зимняя мужская коллекция Kenzo была явно вдохновлена мужской одеждой 1940-х, 1950-х годов. Классические брюки в сочетании с тяжелыми ботинками, вытянутыми свитерами и безразмерными плащами имитируют образ парня с окраины Бирмингема или Ливерпуля в послевоенные годы.
Raf Simons, Spring 2015 Menswear
Весенняя коллекция Рафа Симонса отсылает к ретро-футуризму 1960-х. Минималистские по покрою и цветовой гамме удлиненные лонгсливы и пиджаки с приподнятыми плечами могли носить например герои «Стартрека».
Ann Demeulemeester, Spring-Summer 2015 Womenswear
Еще к первым коллекциям бельгийского дизайнера Анн Демельмейстер начала 1990-х годов критики уже навешивали ярлык «Романтический модернизм», однако там было еще велико влияние пост-панка. В свежей весенне-летней коллекции дома Ann Demeulemeester этой мрачности уже не осталось. Вместо этого нам предлагают нечто по-настоящему нео-романтическое и одновременно инфантильное.
Комментарии