«Волны Мартено» в Мраморном Дворце
  • 07.12.10
  • 832

«Волны Мартено» в Мраморном Дворце

В рамках петербургского фестиваля «Площадь Искусств» в Белом зале Мраморного дворца состоится камерный концерт инструмента, ставшего одним из прародителей современной электронной музыки

«Волны Мартено» – так назвали аппарат, разработанный французским радистом и виолончелистом Морисом Мартено в 20-е годы XX века. Инструмент состоял из клавиатуры фортепьянного типа и нити с кольцом, которое надевалось на палец правой руки. Его звучание напоминало «космическое пение» – нечто среднее между человеческим голосом и тембром струнного инструмента. Роль смычка в инструменте играла кнопка, расположенная в левой части инструмента. Нажимая ее и натягивая нить до соответствующей позиции музыкант извлекал звук. Громкость звучания регулировалась силой нажатия на кнопку, а переключение управления и тембра осуществлялось за счет клавиатуры. Первое публичное выступление «Волн Мартено» состоялось в 1928-м году в парижской Опере. Позже для него были написаны более тысячи произведений, в том числе такими мастерами, как Варез, Оннегер и Мессиан.

В кинематографе инструмент «Волны Мартено» впервые был применен Шостаковичем в первом советском звуковом фильме «Одна» режиссеров Трауберга и Козинцева в 1931-м году. К сожалению это был единственный прецедент такого звучания в истории нашего кино. В западном кинематографе инструмент применяется для создания звуковых спецэффектов до сих пор, начиная с 30-х годов. В плане музыкальной индустрии аппарат также нашел широкое применение, начиная со знаменитой песни о любви Жака Бреля "Ne me quitte pas" 1959-го года, заканчивая последними альбомами Radiohead  «Kid A» и «In Ranbows».

Французский мастер «Волн Мартено» Тома Блок выступит в Петербурге с произведениями Булеза, Жоливе и Хачатуряна, написанных специально для этого инструмента. Аккомпанировать ему на фортепьяно будет Франсуа Вайгель.

Волны Мартено
Морис Мартено с первой моделью волн Мартено. 1928 г.


 

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама